Все действо разворачивается в пределах одного офиса и силами одного Константина Хабенского, который целый час и тринадцать минут меряет шагами отведенные ему квадратные метры и совершает телефонные звонки, иногда поглядывая в окно, щелкая зажигалкой, немножко рефлексируя или заказывая навоз оптом для Татьяны Лазаревой. В общем, если кто-то сомневался, что Константин может в одно лицо разыграть весь фильм, то зря. В конце концов, для такого опытного и талантливого артиста это должно быть не так уж сложно. Может, и не раз плюнуть, но два-три раза - максимум.
Однако одного, пусть и самого распрекрасного, лицедея все же недостаточно. Даже Константина Хабенского. Даже Тома Харди. Последний, как мы помним, отменно (как будто бывает иначе) сыграл в драме Стивена Найта "Лок", где сидел, извините за каламбур, всю дорогу за рулем авто. Но у него, помимо собственного дарования, телефона и машины, был еще крепкий сценарий. С которым у "Коллектора" наблюдаются некоторые неурядицы.
Начнем с того, что ему с трудом удается удерживать героя в изоляции так, чтобы это смотрелось естественно. В "Локе" похожая задача была решена просто и изящно. В "Коллекторе" Хабенский сидит в четырех стенах якобы потому, что снаружи собралась возмущенная его какой-то там выходкой толпа. Если бы так случалось после каждого фортеля нерадивых вышибателей долгов (а что бы он там ни натворил, бывает и хуже), самый институт коллекторов давно бы вымер, и наступило бы всеобщее благоденствие.
Но ладно, допустим, всем вдруг стало не все равно, нашлись сознательные граждане в достаточном количестве. Допустим, даже можно закрыть глаза на вылезающие отовсюду натяжки и неправдоподобности - кстати, заказать навоз, чтобы его вывалили прямо у подъезда по указанному адресу в Москве, не проблема, мы проверили. Все это сходило бы за мелочные придирки при условии наличия увлекательной стройной фабулы.
Вместо оной приходится довольствоваться обмусоливанием основной линии с пресловутым видео, про которое с самого начала и до конца одновременно все понятно и непонятно ничего, и двух культеподобных ответвлений. Одно нужно, чтобы заставить сопереживать персонажу, со всех сторон неприятному, путем введения в его предысторию факта спасения дворняженьки. Второе, с женой, навозом и Татьяной Лазаревой, - чтобы добавить поводов к рефлексии и хронометража. В завершение - неожиданный твист и "шокирующий" финал, никак не вытекающий из логики истории и даже более того - делающий все, что было до, абсолютно бессмысленным.
Конечно, похвалить "Коллектора" тоже есть за что: "актерский состав", саундтрек, работа Красовского-режиссера - вполне на уровне и не дают опуститься фильму на дно. То есть туда, куда его тянет сценарий. И как снятый за три с половиной копейки маленький киноэксперимент с Хабенским в качестве подопытного это даже неплохо. Но - не более того.
3.0