Но меньше всего этот проект - энергичное попурри из хитов истории российского искусства. Анатолий Беккерман, владелец АВА галереи, на вопрос о принципе экспозиции, отвечает: "Это качество, редкость, важность вещей. Мы хотели привезти те вещи, которые были бы открытием для российского зрителя. 90 процентов вещей, представленных на выставке, никогда не видели в России". Галерея АВА, специализирующаяся на русском искусстве, представила самые интересные приобретения и находки за последние несколько лет.
Среди этих раритетов, например, триптих Александры Экстер, написанный на досках маслом, по-видимому, уже во французский период жизни. Раздвижная ширма представляет сцены, в которых узнаваема экспрессивная пластика античного театра. Сюжет отсылает к авторским фантазиям на тему "Вакханок" Еврипида. Эта работа, ранее известная только по маленькому снимку в монографии о художнице, считалась потерянной. Ее возвращение - премьера в России. То же можно сказать о картинах Давида Бурлюка, написанных в Японии в 1921-1922 годах, где художник жил, уехав после революции из России до отъезда в Америку. На выставке "Искусство как профессия" в 2014 году в Белом зале ГМИИ им. А.С.Пушкина, галерея уже представляла работу "японского" Бурлюка, где кубистический прием соединялся с восточной фактурой. На полотнах Бурлюка в Новом Манеже, японская экзотика (вроде рикши в деревянных башмаках и тележкой с сеном на заснеженной сельской улице) встречается с живописной манерой, заставляющей вспомнить Ван Гога.
Не меньше, чем находками работ мастеров русского авангарда в их эмигрантский период, Анатолий Беккерман гордится полотном Николая Ульянова "Крестный ход", почти сто лет считавшимся утраченным. Последний раз картина была показана на выставке в Гранд Централ Палас в Нью-Йорке в 1924 году. Беккерман обнаружил эту работу в каталоге одного из американских аукционов.
Ряд работ появились в коллекции прямиком из музеев. Так, "Портрет Марии Хрущёвой" кисти Дмитрия Кардовского, мало напоминающий известные работы будущего академика, из мастерской которого вышел и Сергей Судейкин, и Василий Шухаев, и Александр Яковлев, и Борис Анисфельд, и Борис Григорьев, долгое время был в собрании Музея Гуггенхайма. Написанный в 1900 году он впечатляет контрастами пламенеющего фона и холодноватого отчужденного взгляда здоровенного белоснежного кота, которого героиня элегантно прижимает к груди и который явно выглядит вторым героем портрета, заставляющим подозревать чудеса символистской трактовки в этом огненно-бестелесном портрете дамы... Портрет одно время приписывался Василию Кандинскому, еще одному известному русскому мюнхенцу. А поскольку американские музеи пополняют коллекции примерно так, как коллекционеры: продавая одни работы и покупая другие, важные для их собрания, то в какой-то момент и картина Кардовского была выставлена на продажу, чем галерея АВА и воспользовалась.
Понятно, что зрители не пройдут мимо работ Боровиковского, Коровина, Гончаровой, Маковского и Кустодиева... Тем более, что рисунок Бориса Кустодиева "Ночной праздник на Неве" (1920) - эскиз к работе в собрании Русского музея, а небольшое живописное полотно Владимира Маковского "Вечеринка" - фактически "репетиция" большой одноименной картины (ГТГ), одной из ключевых для понимания не только "передвижников", но и революционного движения студенчества в России. Но жаль, если не заметят неожиданных работ мастеров, например, жесткого, интравертного коллажа 1950-х годов Анатолия Шугрина. Или поразительного "Благовещения" (1931) Павла Челищева, символиста, визионера, математика, картографа, художника, работавшего с Дягилевым и Баланчиным... Евангельский сюжет у Челищева предстает как мистическая встреча земного, тяжкого, как статуя, и повседневного, затягивающего в рутину, как мягкое кресло, и невыразимого, несказанного. Не персонажи Евангелия, но их образы, отсылающие к театральным аллюзиям и "метафизическому символизму Джорджо де Кирико, предстают как завораживающее видение-загадка. О другом театральном художнике, оставшимся по эту сторону "железного занавеса", напомнит рельеф Петра Галаджева, известного кинохудожника и режиссера, ученика и соратника Льва Кулешова, участвовавшего во многих легендарных театральных постановках начала 1920-х годов...
В отличие от выставки в ГМИИ им. А.С.Пушкина, где была представлена личная коллекция Анатолия и Майи Беккерман, нынешняя в "Новом Манеже" - знакомит зрителей с собранием их галереи АВА. На вопрос, продаются ли работы, ее владелец отвечает однозначно: "Это не цель показа. Да, теоретически работы можно купить - но только в Америке. Здесь мы хотели просто показать неизвестные в России работы, чтобы люди пришли и получали удовольствие от искусства". На фоне отсутствия межмузейных обменов с США, трудно не оценить этот жест, как любят выражаются дипломаты, доброй воли, напоминающий о том, что у искусства нет границ.