06.10.2016 00:42
Экономика

Частные перевозчики вновь установят турникеты

Частные перевозчики на общественном транспорте столицы вынуждены вернуть в автобусы турникеты
Текст:  Светлана Батова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №226 (7094)
Менее полугода хватило владельцам новых автобусов, выигравшим на аукционах маршруты общественного транспорта, для того, чтобы убедиться: турникеты они сняли преждевременно. Безбилетников в городе развелось так много, что перевозчики начали терпеть колоссальные убытки. В итоге компании вновь ставят турникеты в своем транспорте. Первые два уже монтируют, еще 400 заработают до конца года.
Читать на сайте RG.RU
Разработан порядок бесплатных пересадок между метро и МЦК

По договорам, подписанным новыми городскими перевозчиками со столичным правительством, решать, нужно ли в своих автобусах устанавливать рогатины, на которые всегда звучало так много нареканий от пассажиров, должны были сами собственники автопредприятий. Осенью, когда стали известны победители всех маршрутов, никто из них не захотел идти на дополнительные траты - отечественный турникет обойдется в 50-60 тысяч, да еще и терять время при посадке пассажиров. Ведь основное требование со стороны города по заключенным контрактам - это соблюдение расписания.

6 миллионов рублей теряет в месяц в Москве лишь одна частная компания из-за того, что пассажиры автобусов не платят за проезд.

Главный же недостаток турникетов, как известно, то, что люди выстраиваются на остановке в очередь и входят по одному в автобус. Это занимает в разы больше времени, чем если распахнуты все двери и пассажиры быстро занимают места в салоне.

Но уже к осени, когда новые маршруты заработали более-менее ритмично, стало очевидно, что москвичи платят за проезд ровно до того времени, когда без этого не обойтись. Как только появляется возможность сэкономить, совесть выключается вместе с турникетами. В маленьких и средних автобусах таких проблем нет - водитель видит каждого пассажира. А вот в больших машинах, берущих по 100 человек, проблема.

"Зайцев развелось очень много, - рассказал "РГ" Александр Тур, генеральный директор "Автолайна". - Точно не считали - мы же не контролирующая организация, но процентов 10 точно есть. Учитывая, что мы возим в месяц порядка 6 млн платежеспособных пассажиров, не считая льготников, то, исходя из того, что город платит по 10 рублей за каждого, мы недополучим за каждый месяц по 6 млн рублей".

И потери будут расти, волнуются коммерсанты, так как пассажиропоток у них увеличивается на глазах. Поэтому пришлось признать: как ни непопулярны турникеты, без них не обойтись. Те, что заказал сейчас для себя "Автолайн", по принципу работы похожи на те, что стоят в автобусах, троллейбусах и трамваях "Мосгортранса", только другого, отечественного производителя. До Нового года их решено поставить во всех четырех сотнях больших автобусов. Остальные перевозчики пока еще крепятся и от турникетов отказываются. Но им проще: у них таких больших автобусов в таком количестве просто нет.

В "Мосгортрансе" к возрождению турникетов у конкурента отнеслись с пониманием.

Чтобы убедиться в незаменимости турникетов, частным перевозчикам хватило полгода

"Нам вопрос, когда их снимут в наших троллейбусах, автобусах и трамваях, задают с самого первого дня, как их поставили, - рассказал "РГ" Евгений Михайлов, глава "Мосгортранса". - Мы отключили их на некоторых трамвайных маршрутах, где работают трехсекционные машины, и вход в одну дверь очень неудобен, отключали на полуэкспрессных маршрутах, чтобы ускорять посадку. Но все это в конечном счете приводит к тому, что количество зайцев мгновенно вырастает на 10-15%. Пассажиры немедленно перестают платить, несмотря на усиленные бригады контролеров и штраф в 1000 рублей. Даже льготники перестают прикладывать карточку к валидатору - а зачем, ведь войти и так можно, думают многие. Для нас же это значит, что мы не получим от города платы за перевозку ленивого пассажира".

Утверждены тарифы на проезд по Московскому центральному кольцу

ГУП "Мосгортранс" обслуживает 740 маршрутов наземного городского пассажирского транспорта, услугами которого ежедневно в рабочие дни пользуются 5,5 млн человек, - на них с начала года поймали 147 тысяч нарушителей правил проезда. Частники, к сожалению, по этому показателю от "старшего брата" не отстают. В их 2000 автобусов, обслуживающих 211 маршрутов, с мая, когда перевозчики начали выходить на маршруты, по словам Сергея Дьякова, гендиректора "Организатора перевозок", выявлено 3500 нарушителей, которые теперь должны городу 3,5 млн рублей штрафов.

Между тем, по мнению Александра Морозова, сопредседателя общественной организации "Город и транспорт", гораздо эффективнее турникетов в плане увеличения контроля оплаты проезда работает изменение билетного меню в пользу безлимитных проездных, если при этом существенно снижается их цена. Эксперт считает, что месячный единый по цене должен приравниваться к стоимости 40 поездок, а не 60, а билеты с разовыми поездками, наоборот, должны существенно подорожать. Если у большинства пассажиров будут безлимитные проездные, по сути, кредитующие транспортные предприятия, то и городу станет непринципиально, сколько билетов каждый раз валидируется, и самим пассажирам не надо будет терять время на посадке, пробираясь через турникеты.

Участок "зеленой" ветки столичного метро закроют на ремонт 9 октября

С другой стороны, необходимы жесткий контроль и понимание со стороны пассажиров, что если их все-таки поймают без билета, то жесткий штраф гарантирован.

Не исключено, что Москва со временем придет к этому. Ранее Максим Ликсутов, заммэра по транспорту, отмечал, что количество продаж безлимитных проездных в Москве постепенно растет.

Общественный транспорт Москва Мосгортранс Столица