Полеты в поселки Ербогачен и Маму много лет субсидируются из областного бюджета. Однако с июля авиакомпания "Ангара" не получила ни копейки. "Поэтому мы приостановили предварительные продажи билетов по субсидируемым тарифам на ноябрь и декабрь, - пояснила Дарья Давыдова, руководитель отдела по связям с общественностью группы компаний "Истлэнд", в которую входит авиакомпания. - Без субсидий билеты будут недоступны большинству населения. Неоднократно обращались в региональное правительство, но ответа так и не получили".
Для жителей северных районов остаться без авиасообщения - это не только невозможность попасть в областной центр по делам. Регулярными рейсами, например, врачи отправляют в Иркутск сложных пациентов, которым необходима высокотехнологичная медпомощь.
В министерстве жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области пояснили, что в июне указом губернатора были отменены нормативные акты, регулирующие тарифную политику на воздушном транспорте. А новые не приняты до сих пор. "Поэтому служба по тарифам не может рассчитать сумму субсидии, а министерство не имеет правовых оснований на ее выплату", - пояснили в ведомстве. Однако, по словам председателя правительства Иркутской области Александра Битарова, держать руку на пульсе должно было министерство жилищной политики, энергетики и транспорта. "Они уже получили от меня взбучку. Мы с этим разобрались. Авиакомпании все будет оплачено с 1 июля. Механизм найден, но на это понадобится около месяца", - пояснил Битаров.
Кстати, компания "СиЛА", которая должна была заменить в Приангарье обанкротившегося бурятского перевозчика ПАНХ, не приступила к полетам по той же причине - ей не перечислили субсидии. В Усть-Илимск, Нижнеудинск, Железногорск-Илимский и поселок Казачинское самолеты не летают с мая. Но у их жителей есть альтернатива - автомобильный транспорт. У северян ее нет.
Росавиация сейчас изучает сложившуюся ситуацию, отметил в беседе с "РГ" представитель ведомства Сергей Извольский.
Между тем, как пояснил "РГ" главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, действия авиакомпании, остановившей продажу билетов по спецтарифам, правомочны. "Перевозчик не может работать себе в убыток. Нужны деньги на топливо, зарплату. Если техобслуживание не делается вовремя, а на это тоже нужны средства, наступает уголовная ответственность. Перевозки в отдаленных территориях низкорентабельные. И, конечно, нести социальную ответственность в таком случае должен не бизнес, а власть. На Камчатке, например, власти в свое время купили региональной авиакомпании самолеты, так как аренда обходится дорого. Я не помню подобных случаев в последние 5-7 лет в других регионах. Хорошо, что власти в Иркутской области подключились к решению вопроса", - отметил эксперт.
Подготовила Алена Узбекова