Панты высоко ценятся в традиционной китайской медицине, чем обусловлен стабильный спрос на неокостеневшие рога оленей и маралов в странах Юго-Восточной Азии. Правда конъюнктура экспортного рынка за последние двадцать лет кардинально изменилась. В 1990-е стоимость килограмма алтайских консервированных пантов доходила до 600-700 долларов, и рентабельность отрасли была очень высокой. В 2000-х цены резко пошли вниз, и в кризисные 2009-2011 годы достигла 140-190 долларов, что привело к сокращению поголовья маралов в стране. С 2012-2013 годов наблюдается постепенное восстановление ценовой конъюнктуры: стоимость пантов на мировом рынке выросла до 300-320 долларов.
- Высокий валютный курс и приемлемые цены позволили мараловодческим хозяйствам поправить свое финансовое состояние, закрыть кредитные долги, - говорит руководитель группы компаний "Пантопроект" Николай Фролов. - Теперь все будет зависеть от крестьян, смогут ли они воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке, модернизировать производство и сделать задел на будущее.
Однако развитие отрасли тормозит нерешенность земельных проблем. На Алтае маралов содержат в условиях дикой природы, огораживая большие территории пастбищ. По словам председателя Союза мараловодов (оленеводов) Сибири Александра Попова, такое содержание позволяет получать панты с более высокими биологическими свойствами, что ценится зарубежными потребителями. Но для мараловодов это большие затраты на строительство и ремонт заграждений, которые сказываются на себестоимости пантовой продукции. К тому же из-за изменения законодательства в Алтайском крае возникли проблемы с содержанием маральников на землях лесного фонда, а в Республике Алтай - на паевых земельных участках.
- Сегодня есть законодательные подвижки в решении этих вопросов, но они происходят очень медленно. А пока не решена земельная проблема, мараловоды не могут расширять пастбища и наращивать поголовье, - отметил Александр Попов.
Земельный вопрос стал сдерживающим фактором и для повышения продуктивности имеющегося стада. По словам директора Всероссийского научно-исследовательского института пантового мараловодства Василия Луницына, сегодня алтайские маралы дают в среднем четыре-пять килограммов пантов в год, а могли бы - в два раза больше.
- Для повышения продуктивности необходимы гармонизация питания животных, обновление кормовой базы и селекция, - подчеркнул Василий Луницын. - Решение этих задач невозможно без урегулирования земельного вопроса.
Хорошим стимулом для наращивания производства продукции мараловодства могло бы стать развитие внутреннего рынка переработки сырья и потребления пантовой продукции. Для стимуляции этих процессов в Алтайском крае даже действовала региональная программа развития комплексной переработки продуктов пантового оленеводства, реализация которой завершилась в прошлом году. По данным краевых властей, за пять лет (с 2011-го по 2015 год) объемы переработки пантов в регионе увеличились в 2,5 раза: если в 2011-м в крае перерабатывали только около пяти процентов сырья, то сегодня - уже более тринадцати. Но в сравнении с экспортом объем внутреннего рынка по-прежнему очень мал и не может существенно влиять на ситуацию в отрасли, считают мараловоды.
- Объемы выпуска пантовой продукции растут очень медленно, - констатирует Николай Фролов. - Наращивание производства ограничено слабым спросом в связи с неразвитостью культуры потребления продуктов пантового оленеводства в стране. На это нужны годы, быстро такие задачи не решаются. В Китае, Южной Корее традиции потребления пантовой продукции формировалась тысячелетиями.
Справка "РГ"
На Алтае маралов - разновидность благородных оленей - разводят уже более 150 лет. Сегодня на два региона приходится почти 90 процентов всего поголовья этих животных в стране. Ежегодно в России производят около 150 тонн неокостеневших рогов маралов, на ее долю приходится около 15 процентов мирового рынка.