О массовых выступлениях с выражением недовольства урезанием зарплаты или сокращением персонала пока не слышно. По данным Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), число конфликтов между работниками и работодателями в первом полугодии 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015-го почти не изменилось. Но стало больше случаев, когда сотрудники останавливают работу, формально не объявляя забастовок. По словам эксперта ЦСТП Петра Бизюкова, работники в сложных условиях "используют новые инструменты давления на работодателя для ускорения выплаты зарплаты и получения законных социальных благ, не прибегая к забастовкам, которые запрещены в ЖКХ, медицине и на транспорте". Одним из таких инструментов стали разрешенные Трудовым кодексом уведомления о приостановке работы из-за задержки зарплаты свыше двух недель. К такому воздействию на работодателя, по данным ЦСТП, чаще других прибегают занятые в ЖКХ, строительстве и сфере образовании. При этом отмечается снижение общей задолженности по зарплате - она, как сообщает Росстат, уменьшилась с 4,5 млрд до 3,5 млрд рублей. В целом же, полагают эксперты, нет оснований говорить о "многоотраслевой" забастовочной готовности. Призывы остановить работу более характерны для предприятий, где высока доля серой занятости и неформальных трудовых отношений.
По данным опроса, проведенного "Левада-центром", лишь 12 процентов россиян готовы выступить в защиту своих трудовых прав. Опрашивались разные группы населения. Самый распространенный ответ рабочих - "забастовками нельзя ничего добиться" (31 процент). Того же мнения придерживаются технические специалисты, студенты, пенсионеры. А вот предприниматели, которых остановка работы уж точно не может радовать, на удивление спокойно относятся к забастовке, полагая, что это "нормальное средство решения назревших проблем" (34 процента). Примечательно, что рабочих, думающих так же, вдвое меньше. С тем, что "забастовка - крайняя мера, но в нынешних условиях ее бывает невозможно избежать", согласен 41 процент опрошенных.
В нынешней напряженной экономической ситуации конфликтные ситуации будут, вероятно, появляться чаще, чем раньше. На излете предыдущей экономической нестабильности, в марте 2011 года, группа думских депутатов, помнится, предложила упростить процедуру проведения забастовок, в частности, сократить с сорока дней до десяти срок согласования протестной акции. Авторы проекта полагали, что это позволит гражданам реально осуществить свое право на забастовку. Эта инициатива не получила поддержки. Нынешнее положение в экономике заставит вернуться к ней? Вряд ли. Отдельные выступления случаются, но до массовых забастовок дело не доходит. И понятно почему: быть уволенным за прогул страшнее, чем попасть под сокращение. В последнем случае можно хотя бы надеяться на двухмесячную компенсацию и выходное пособие. Не менее понятно и другое: увольнение прогульщика не будет стоить работодателю ни копейки, и любая остановка работы в разгар трудового дня для него, работодателя, просто подарок: можно, не тратясь на социальные выплаты, сократить персонал еще на какое-то количество штатных единиц.
На профсоюзы, чья роль в защите трудовых прав населения в условиях кризиса, казалось, должна возрасти, граждане не надеются. Работников, привыкших к советским профкомам, завкомам, месткомам, не так-то просто подвигнуть к свободной самоорганизации. Точно так же и российских менеджеров (во многих из них еще сильна советская закваска) нелегко приучить к мысли, что профсоюз по своему социальному предназначению не слуга администрации, а ее контролер, оппонент. И что всякое выступление в защиту трудовых прав не следует расценивать как провокацию, проявление экстремизма, а профсоюзных лидеров приравнивать к вождям политической оппозиции.
Как бы там ни было, кто-то уже на собственном опыте убедился, что профсоюзы умеют добиваться достойной зарплаты и дополнительных социальных гарантий. ВЦИОМ констатирует: доля работников, считающих профсоюз эффективным защитником трудовых прав, за последние четыре года выросла с 13,5 до 19,6 процента.