В том, что дано, на первый взгляд все нормально. Есть взрослая женщина, "Она", взявшая волю в кулак и закрывшая дверь за преступлением собственного отца, которое нечаянно сделало ее в подростковом возрасте невольной героиней не столько новостной, сколько светской хроники, надломив жизнь, едва давшей первые побеги. Но она стала хозяйкой своей жизни и, выковав броню, с решимостью бросилась навстречу ее волнам. У нее был муж, с которым она в разводе, но при этом в нормальных отношениях. От мужа у нее есть сын, инфантильный, но что ж поделать. У нее есть работа, связанная с продвижением компьютерных игр. Несерьезно для взрослой женщины, вы скажете. Ну а что поделать, если есть спрос на "стрелялки", кто-то должен его удовлетворять, организуя работу программистов. У нее есть коллеги, с которыми она время от времени общается. И лучшая подруга - в том смысле, что подруга, прежде всего, неоспоримо лучше ее. И даже любовное увлечение. Вроде, по любым статистическим критериям, все есть.
Нет нормальных отношений с родителями - отец сидит в тюрьме большую часть своей жизни, мать же занята собственной жизнью. "Она" презирает мать и завидует ей одновременно, мстит, соперничает с ней, не находя в себе сил простить и наконец-то прожить непростое общее прошлое. С сыном - они общаются вполне цивилизованно, только вот душевности там ни с одной, ни с другой стороны нет и в помине. Разговоры между бывшими супругами напоминают немой диалог между предметами, долго находящимися в одной комнате. Работа приносит деньги, но "Она" не умеет строить отношения с людьми, превращая творческий процесс для всех участников в соковыжималку. С коллегами "Она" по душам поговорит лишь однажды, но это знаменательное во всех отношениях событие будет похоже на сеанс к психотерапевту по своей форме и на комедию абсурда по содержанию.
И в общем - ничто из этого "Ее" особенно не заботит. Все как у людей, идет своим чередом. Вот только призраки прошлого, которые она спрятала в чулан, начинают мстить. И мстить невероятно. До такой степени, что в какой-то момент становится страшно, потом жалко, а затем - невозможно смешно.
Верховен, показав рядовую западную жизнь, рядового западного обывателя в рядовом западном настоящем, отправляет зрителя к началу - истоку всего, что происходит на земле с человеком. А если это начало, каким бы оно ни было, им отвергается, то корневая система человека, пусть и искореженная в силу травмирующих обстоятельств, начисто атрофируется и хрупкие корешки начнут, подобно плющу, стлаться по поверхности, где об них одни споткнутся и, досадливо хмыкнув, пройдут мимо, другие на автомате через них перешагнут, а третьи с упоением пройдутся по ним лопатой и секатором. И тогда ничего не спасет, потому что ничего не останется.
Феминизм и независимость настолько мастерски изображенные в начале, во всем их великолепии, к середине фильма одним поворотом пленки становятся уморительно гротескными, а главное - абсолютно негодными в сложившихся условиях. Религия же, ставшая поводом (с упоением выдаваемая сми за причину) массового убийства, совершенного ее отцом, превращается в то, что недоступно для ее понимания, но на ее глазах дарует другому силы справиться со своей частью общей трагедии.
"Она" же - идет по жизни, смеясь. Пока удается. Ну и хорошо. В добрый путь, Марианна. Не забудь только оглянуться назад, иначе превратишься в соляной столб. Помни, ты - в Зазеркалье.
Кадры из фильма "Она"5.0