Когда законопроект будет подписан и вступит в силу, за совершение трех серьезных нарушений в течение года, водителя будут лишать прав на год-полтора. А если его невозможно лишить прав, например, по той причине, что прав у него нет, то ему назначат штраф от 10 до 30 тысяч рублей. Бывает и такое, что за рулем оказывается человек, у которого водительского удостоверения нет вообще. Недавно в Мордовии полиция гонялась за подозрительной машиной. Каково же было удивление инспекторов, когда оказалось, что за рулем пьяный 14-летний подросток.
Этот законопроект был разработан МВД и внесен в Госдуму правительством РФ еще в мае этого года. Но у Госдумы предыдущего созыва до рассмотрения его руки не дошли.
Проект дополняет Кодекс об административных правонарушениях, а точнее его 12-ю водительскую главу новой статьей 12.38: "Систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством".
Напомним, что практика лишения прав за три нарушения была еще в советские годы. Нарушил правила, инспектор выписал штраф и сделал прокол в талоне нарушений. Три прокола - год ходить пешком. Правда, прокол полагался за любое нарушение. Новый проект предполагает суровое наказание только для 17 составов правонарушений. Лишиться прав можно будет, три раза попавшись, за превышение скорости более чем на 40 км/час. Если водитель три раза нарушил правила проезда железнодорожного переезда или проехал на красный сигнал светофора, ему также грозит лишение. Непропуск на перекрестке автомобиля, который пользуется преимуществом в движении, непропуск автомобиля с включенными спецсигналами, а также непредоставление преимущества пешеходу на "зебре", совершенное трижды, - также грозит лишением прав. И, понятное дело, лишение будет грозить за трижды совершенный выезд на встречную полосу или за поворот, или разворот через сплошную линию разметки.
Причем эти нарушения могут комбинироваться. Объясним, что имеется в виду. Водитель проехал на красный свет. Ему выписали штраф. Он его оплатил. Срок действия административного наказания - год. Если после уплаты штрафа в течение года он выедет на встречную полосу и не уступит дорогу пешеходу на переходе, то его дело уйдет в суд для рассмотрения вопроса о лишении его прав по новой статье КоАП 12.38, то есть за систематическое нарушение правил.
Надо сказать, что даже из перечисленных выше нарушений не все подпадут под новую серьезную статью. В зону повышенной ответственности не попадут нарушения, выявленные с помощью камер фотовидеофиксации, работающих в автоматическом режиме. Так что те, кто получает штрафы только по почте, могут вздохнуть свободно. Дело в том, что в этой ситуации наказывается не водитель, а собственник автомобиля.
Не сложно догадаться, против кого нацелен этот проект. У нас довольно много рекордсменов по количеству нарушений. Среди них много довольно обеспеченных людей. Например, недавно своим рекордом похвасталась Мара Багдасарян, которая вместе с сыном вице-президента "Лукойла" уходила от полицейской погони. Она умудрилась за полгода набрать штрафов на 250 тысяч рублей.
Вообще, согласно статистике ГИБДД, злостных нарушителей у нас не так уж и много. Хотя каждый пятый нарушитель привлекался к ответственности два раза и более.
Еще раз напомним, какое нарушение считается повторным. Например, вы превысили скорость более чем на 40 км/час. Вас остановил инспектор и выписал вам штраф. Вы можете оплатить его в ближайшем банке сразу с 50-процентной скидкой. В течение 10 дней вы можете его обжаловать. Через 20 дней возможность оплатить его со скидкой у вас пропадет. Без штрафных санкций вы можете оплатить его в течение 60 дней. Но именно после уплаты этого штрафа постановление будет исполнено и начнет отсчитываться год. Нарушение, совершенное в течение этого года, будет считаться повторным.
Если за движение по встречной полосе вы были лишены прав, то год начнет отсчитываться с того момента, когда исполнение по делу было закончено. То есть с того дня, когда вы получили права обратно.
Стоит напомнить, что не столь давно в КоАП предлагали ввести балльную систему. Такая система действует во многих странах мира. За те или иные нарушения водитель либо набирает баллы, либо с него их вычитают. Дойдя до определенной суммы или опустившись до нуля, водитель остается без прав.
Российский проект балльной системы был отклонен на том основании, что это повторное наказание за одно нарушение. Однако, в случае наказания за систематические нарушения, повторности удалось избежать. Дело в том, что как только инспектор увидит, что это третье нарушение данного водителя, он сразу оформит его по более строгой новой статье 12.38. А дальше уже суд будет принимать решение.
На сайте вышла полная версия текста. Она может отличаться от газетного варианта