09.10.2016 20:55
Культура

Московский синодальный хор выступил на фестивале в Австрии

Текст:  Андрей Золотов-мл.
Символическая встреча двух традиций христианской музыки столетней давности произошла в субботу в базилике монастыря святого Флориана под Линцем. В этом величественном монастыре любил жить, написал многие свои произведения, в том числе мессы и мотеты, и завещал похоронить себя под своим любимым органом классик австрийской музыки Антон Брукнер. А в субботу впервые в рамках проходящего в Линце традиционного музыкального фестиваля имени Брукнера - Brucknerfest - здесь выступил Московский синодальный хор с программой русской духовной музыки от знаменного роспева до Георгия Свиридова. Но преимущественно звучали произведения XIX и начала XX веков - то есть по существу современные Брукнеру и шедшие сразу за его временем.
Читать на сайте RG.RU

"Мы хотели показать русскую духовную музыку разных эпох, разных авторов и разных стилевых направлений - от знаменного роспева до современной музыки", - сказал журналистам после концерта художественный руководитель Московского синодального хора, заслуженный артист России Алексей Пузаков.

Синодальный хор выступил на фестивале в Италии

Некогда ассистент известного московского регента Николая Матвеева, воссоздавшего в послевоенные годы в Скорбященском храме на Большой Ордынке практически уничтоженную в 1920-е годы традицию Московского синодального хора, Пузаков в 1990-е годы создал свой музыкальный коллектив в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. А из него в минувшее десятилетие был заново построен Московский синодальный хор - большой коллектив, сочетающий высочайший музыкальный профессионализм с повседневной богослужебной практикой в рамках особой, по существу лишь этому коллективу присущей культурой звукоизвлечения.

Сегодня в программе фестиваля имени Брукнера название этого коллектива соседствует с такими прославленными именами европейского музыкального мира, как Венский филармонический оркестр и Дрезденская государственная капелла, Андрас Шифф, Рудольф Бухбиндер и Иржи Белоглавек.

На концерте в субботу прозвучали произведения Бортнянского и Львова, Чайковского и Рахманинова. Но больше всего Пузаков хотел познакомить австрийскую публику с работами Александра Кастальского и Павла Чеснокова. "Надеюсь, что их произведения еще будут набирать популярность, так как в годы самого расцвета их творчества наступил октябрьский переворот и их музыка практически не исполнялась многие годы", - сказал Пузаков.

Он вел концерт в строгой манере, не прерываясь на аплодисменты между произведениями, минимальным жестом руководя легко подвластным ему коллективом музыкантов, который создавал звучание такого качества, какое редко где можно встретить сегодня в мире, включая богатую музыкальной традицией Австрию.

Среди слушателей концерта, наряду с послом России в Австрии Дмитрием Любинским, художественным руководителем фестиваля имени Брукнера Хансом-Иоахимом Фраем и влиятельным президентом Торгово-промышленной палаты Австрии (WKÖ) Кристофом Ляйтлем был и глава федеральной земли Верхняя Австрия, столицей которой является Линц, Йозеф Пюрингер. Он сказал журналистам, что пришел на концерт не по приглашению российского посла или главы фестиваля, а просто потому, что им заинтересовалась его супруга. "Исполнение русской православной музыки на таком высоком уровне - это что-то совершенно особенное. Я очень рад, что для Фестиваля имени Брукнера этого года был выбран такой акцент", - сказал Пюрингер.

Дети из Костромы стали лучшими на фестивале хоров в "Артеке"

А по словам Пузакова, посещение гробницы Антона Брукнера произвело на него глубокое впечатление.

"Перед концертом меня отвели на могилу Брукнера, в склеп, который производит глубокое, даже духовное впечатление величественного покоя, духовного сосредоточения. Люди, которые отдают свою жизнь служению музыке, имеют особую связь с Богом и, возможно, по христианской вере это продолжается за гробовой доской", - сказал Пузаков.

"Когда выступаешь за рубежом, всегда стараешься, чтобы образовались какие-то исторические и культурные параллели или мосты. Конечно, наши авторы, композиторы начала XX века были стилистически далеки от музыки Брукнера, но тем не менее христианский мир широк, и наша задача заключается в том числе в том, чтобы показывать на Западе, что в России люди творили в во все эпохи и были частью одного европейского культурного процесса", - добавил руководитель Московского синодального хора.

Непосредственно перед выступлением в Австрии его коллектив участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена в итальянском городе Руово-ди-Палья, совместно с оркестром города Бари.

"Это было весьма символично - был итальянский оркестр, русский хор и звучала немецкая музыка, которая призывает людей к единству, братству и любви", - сказал Пузаков.

Классика