Министру обороны Франции Жан-Марку Ле Дриану, который должен был побывать в Варшаве накануне, также было велено распаковать чемоданы.
Причина, пожалуй, самого серьезного за последнее время дипломатического кризиса между Парижем и Варшавой в скандальном отказе польских властей от контракта но покупку 50 военных вертолетов Caracal концерна Airbus Helicopters.
Весной прошлого года французы выиграли тендер, соревнуясь с конкурентами из Италии и США. Поляки тогда заявили, что аэробусовские винтокрылые машины их, якобы, устраивают как с технической, так и экономической точки зрения. На юге-западе Франции под Тулузой, где находятся производственные площади концерна, закипела работа. Вложены десятки миллионов евро, в цехах запущена сборка десятка вертолетов - первые, как прописано в контракте, планировалось отправить на восток уже в 2017 году.
И вот отказ, как ушат ледяной воды на французскую голову. Здесь шокированы, мягко говоря, недружественным шагом Варшавы. В коммюнике польского миноброны в качестве основного аргумента заявлено, что "не устраивают компенсационные меры" по сделке, оцененной в 2,4 миллиарда евро. В Париже все это считают надуманным предлогом хотя бы потому, что на такую же сумму французы взяли на себя обязательство сделать инвестиции в польскую промышленность, что создало бы там три с лишним тысячи рабочих мест.
Глубинные резоны польского разворота на 180 градусов здесь видят в ином, полагая, что в Варшаве изначально не горели желанием доводить до полной реализации контракт. После прихода к власти национал-консерваторов из партии "Право и справедливость" эта тенденция только усилилась.
Откровенно говоря, сильный жест французского президента несложно понять: страна, которую в Париже считали главным партнером среди восточных "младоевропейцев", ответила черной неблагодарностью. А ведь не секрет, что непримиримая позиция Варшавы помимо, естественно, прочих соображений принималась в расчет французскими верхами, когда они решили аннулировать контракт с Россией на поставку вертолетоносцев "Мистраль".
Правда, отметим, поляки уже не в первый раз пренебрегли французскими интересами. Еще в 2003 году после того, как Польшу приняли в Евросоюз, ее руководство сразу обозначило свои внешнеполитические предвзятости: закупила американские истребители F-16, а не французские Mirage 2000, чем вызвала ярость тогдашнего хозяина Елисейского дворца Жака Ширака. Скорее всего, и в вертолетном вопросе поляки сделают выбор в пользу заокеанских "мажоров".
Ну а Европа? Для Варшавы она с самого начала была тучной дойной коровой и источником щедрых финансовых вливаний. Да и сейчас в программе структурных инвестиций ЕС Варшава занимает первое место: на период с 2014 -2020 годов ей выделено 85 миллиардов евро.
Вместо ожидаемой солидарности и командной игры Франция, а вместе с ней прочие европейские акционеры Airbus Helicopters, получила пощечину. Однако можно предположить, что в долгу Париж не останется. Какую форму примут ответные меры? Посмотрим, ведь во Франции месть - это блюдо, которое подают холодным.