Народный артист России и отличный танцовщик с нордической внешностью и знойным тбилисским акцентом (выпускник Тбилисского хореографического училища), Зеленский получил огранку в знаменитом Ленинградском хореографическом училище имени Вагановой и в Мариинском театре с 1988 года. По личным ангажементам он танцевал от Ла Скала до Сан-Франциско, был приглашенным солистом Большого театра, Берлинской оперы, Королевского балета Ковент-Гарден и премьером Нью-Йорк Сити балле. Барская стать и административные навыки стали поводом к его приглашению в Новосибирский Театр оперы и балета тогдашним директором Борисом Мездричем.
Вскоре Зеленский стал шефом балета МАМТа, а еще через год стало известно, что с сентября 2016 г. он возглавит балет Баварской Штаатсопер. Так появилась шутка о балетной империи князя Игоря от Новосибирска до Мюнхена с пересадкой в Москве.
МАМТ со времени основания бережет свой статус "театра танцующего актера". За пять лет при Зеленском здесь случалось хорошее: в труппу пришел суперзвезда Сергей Полунин, появился соразмерный принципам этого театра балет английского классика Кеннета Макмиллана. Случалось и плохое: из труппы ушли перспективные артисты, по разным подсчетам, около трех десятков человек.
При очевидном обаянии и актерском прошлом, позволяющим артистам видеть в нем "своего", Зеленский-директор не имеет привычки искать полутона в разговорах с подчиненными - уж не знаю, как он окоротит себя в Баварии. Когда подоспело время совмещать работу в МАМТе и Баварской Штаатсопер, в Москве появились новые обстоятельства: летом новым директором МАМТа стал бывший замдиректора Большого театра Антон Гетьман.
Опытный театральный менеджер Гетьман начал задавать неудобные вопросы руководству балетной труппы - по части присутствия на рабочем месте. В итоге достигнуто мирное соглашение: Игорь Зеленский уходит с поста и пока останется советником директора по вопросам балета.
То же волшебное слово "пока" сопровождает его преемника, исполняющего обязанности художественного руководителя балета МАМТа Андрея Уварова. Вспомните про "эффект домино": народный артист Андрей Уваров ушел из Большого театра в МАМТ все в том же 2011 году. Формально как полный сил балетный пенсионер с позиции премьера Большого театра на должность педагога-репетитора.
Неформально - балетный мир шептался, что что-то пошло не так, артисты такого уровня обычно остаются в родных стенах. Андрей Уваров по возрасту и таланту часть троицы Николай Цискаридзе - Сергей Филин - Андрей Уваров, остававшийся в тени более ярких коллег. Но для тех, кто понимает, Уваров не только образцовый выпускник Московской школы, прилежный ученик Бориса Акимова, Галины Улановой, Николая Фадеечева, золотой лауреат балетных конкурсов и обладатель приза Benois de la Danse. Он в своем поколении лучший принц, да что там - эталон принца с отличными данными, отличной выучкой и редким чувством такта. Все самые капризные примы Большого были уверены в Уварове-партнере - он не ронял и не выпячивал таланты во вред партнерше. Уваров - это не буря и натиск, а стиль и качество.
В облике педагога-репетитора МАМТа Уваров стал героем дня на прошедших этим летом гастролях МАМТа на Тайване. Обычные рабочие моменты вроде изменения составов вдали от дома могут стать катастрофой, а присмотр за качеством исполнения - объектом многолетних воспоминаний и театральных легенд. Уваров с этим справился блестяще и в своем стиле - без фанфар. Потому и его назначение на пустующее по факту место кажется заслуженным и логичным. Другой вопрос, что назначен он с поправкой "исполняющий обязанности", и тут возможны варианты. Например, нынешний шеф Большого балета Махар Вазиев тринадцать лет был "и.о. руководителя" балета Мариинского театра и именно в этом статусе вытащил труппу на мировую авансцену.
А в кулуарах МАМТа сейчас идут разговоры о возможных кандидатах. Иван Путров - урожденный киевлянин и артист мира с завидным репертуаром, большую часть жизни проведший в Королевском балете Ковент-Гарден. Или Михаил Мессерер - наследник самой знаменитой российской балетной семьи Мессереров - Плисецких, очень опытный балетный руководитель и внимательный педагог с международным опытом.
Так что ситуация в "театре танцующего актера" изменилась, но может меняться и дальше - в любую сторону.