"Требуется пенсионер..."
Ищущие работу люди в возрасте 45+ знают, как непросто найти место даже в эти годы, а уж будучи молодым пенсионером - подавно. На сайтах вакансий предложения для них скудны и однообразны: вахтеры, диспетчеры. Соответственно, и зарплата - один МРОТ. Тем не менее, "первые ласточки" в смене тренда уже ощутимы: некоторые фирмы прямо указывают: "требуется помощник администратора (оформитель полисов ОСАГО, приемщик белья, консьерж), предпочтительно пенсионер".
- Понятное предпочтение, - говорит доцент Высшей школы экономики Елена Кудрявцева. - Возрастные сотрудники справляются с такого рода трудом гораздо лучше молодых. Кроме того, из-за отсутствия маленьких детей реже сидят на бюллетене, не стремятся к карьерному росту.
Николай Чегаев, директор по персоналу группы компаний "Кировский завод", признается: средний возраст работающих здесь - 45 лет. У сотрудников вспомогательных служб он еще выше - 51 год.
- Если при приеме на работу встает вопрос, кого брать - молодого или опытного, то при прочих равных мы, конечно же, отдадим предпочтение опытному кадру, - говорит он. - Впрочем, и при сокращении штатов пенсионеры первыми попадают под увольнение: это нормальная практика любого предприятия. Ведь безработица молодых страшнее, чем безработица пенсионеров.
Однако сидеть без дела уволенные молодые пенсионеры не соглашаются. Их это не устраивает прежде всего по экономическим причинам. Но судя по статистике, скоро это перестанет устраивать и город: прокормить пособиями и пенсиями четверть населения - непростая задача. Во что же могут конвертировать "свои года - свое богатство" начинающие пожилые?
Изменить жизнь
Для начала надо уточнить: возраст до 60 лет официально признан сейчас Всемирной организацией здравоохранения "зрелым", 60-74 - пожилым, и только от 75 и выше - старческим.
- Средний возраст эффективного человека растет во всем мире, и наша страна - не исключение, - говорит президент Ассоциации геронтологов и гериатров Владимир Хавинсон.
По данным Фонда общественного мнения, старость в представлении большинства россиян начинается где-то между 50 и 65 годами. При этом реальная практика явно спорит с этими утверждениями.
Петербуржцу, физику-теоретику, доктору физико-математических наук Алексею Ельяшевичу 79 лет. За 25 последних лет своей жизни он три раза круто менял сферу деятельности и ни разу не пожалел об этом. В возрасте 54 лет Ельяшевич ушел с должности заведующего лабораторией в Институте высокомолекулярных соединений на чиновничью должность в мэрии Петербурга. Через четыре года, когда власть переменилась, он подал заявление об отставке. Однако к занятиям теоретической физикой решил не возвращаться: успехов в ней ученые достигают только в молодости. Используя свой управленческий опыт, Ельяшевич пошел преподавать: его охотно взяли на кафедру управления в социально-экономических системах в политехнический университет Петра Великого. Но с осени этого года, когда кафедру объединили с кафедрой финансов, Ельяшевич был вынужден уйти из вуза. Однако без дела не остался: стал заместителем руководителя рабочей группы "Социальная адаптация инвалидов" в международном проекте "Здоровые города".
Преимущества старости
Во-первых, и с этим соглашаются многие эксперты, человек освобождается от множества забот, свойственных молодому возрасту. Как следствие - он становится спокойнее, уравновешеннее, легче переносит стрессы.
- Именно в этом возрасте можно "просто жить", а не ставить цели и добиваться их, - говорит Алексей Ельяшевич. - Это дорогого стоит.
Несомненным достоинством является профессиональный опыт и мастерство. Даже если технологии труда существенно поменялись, у пожилых остаются некие базовые компетенции, освоить которые юному новичку гораздо сложнее, чем человеку в возрасте обучиться, "на какие кнопки нажимать".
Кроме того, возраст дает его обладателю некоторую экономическую "подушку безопасности": за жизнь накоплена какая-то материальная база, есть регулярная пенсия...
Эти преимущества, сколь бы странным ни показалось, тоже играют на то, чтобы общество активнее использовало потенциал пожилых.
- На пенсию выходит поколение "беби-бумеров", - отмечает Елена Кудрявцева. - Это люди, рожденные в конце 40-х - середине 60-х. Именно тогда поменялась структура профессиональной занятости. Если раньше в массовых профессиях основную часть занимал ручной труд и износ биологического ресурса человека фактически совпадал с его пенсионным возрастом, то позже важнейшим компонентом труда стала его интеллектуально-профессиональная составляющая. В результате у поколения беби-бумеров-пенсионеров образовалась своеобразная диспропорция: рента с их человеческого капитала никак не соответствует тому размеру, которое государство готово платить им в виде пенсии.
Во всех странах мира, отмечает Кудрявцева, существует разделение: пенсия по старости и пенсия трудовая. Первую общество платит любому человеку, вне его заслуг: это условие физического существование. Вторую надо заработать.
У нас, чтобы человек мог получать в виде трудовой пенсии 40 процентов своей зарплаты, он должен в течение 30 лет получать ежемесячную зарплату не менее семи МРОТ. Но это же нереально!
Смешивание двух подходов отношения к старости - социального и экономического - порождает, по словам Кудрявцевой, и путаницу в позиции общества. Чтобы эту путаницу преодолеть, надо четко уяснить, что никогда структура рабочих мест, занятых пожилыми, не будет соответствовать структуре мест для молодых. А опыт всегда будет цениться больше молодости.
Опыт как валюта
- Нобелевский лауреат Кристофер Писсаридес говорит о том, что происходит общее изменение экономического уклада в мире, - подчеркивает Елена Кудрявцева. - Происходит смещение экономики из области промышленного производства в сферу сервиса. И снова, как в XIX веке, возрастает ценность ручного труда. Если в 70-х годах прошлого века 70 процентов работающих по найму были заняты в производстве, то сейчас эта цифра составляет только 17 процентов.
По мнению Писсаридеса во главу угла экономики становятся предприятия сервиса, преимущественно - небольшие, организованные по принципу "люди для людей".
А значит в ближайшее время в нашей экономике откроются тысячи вакансий наемных работников, на которых предпочтительнее видеть людей солидного возраста.
Сфера занятости для них должна предусматривать гибкий график. Такой подход лучше, чем повышение пенсионного возраста или замораживание пенсий. Кстати. Когда в нашей стране перестали индексировать пенсии работающим пенсионерам, число таковых снизилось на 34 процента. Эксперты полагают, что большинство просто ушло "в тень".