Сергей Шариков встретился с сотрудниками регионального Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Им предстоит воплощать в жизнь передовые методики проекта.
- Наша задача - создать ребенку такую образовательную среду, где он чувствовал бы себя по-другому, нежели в больничной палате. Полноценным. Создать атмосферу полноценности, в которой он бы понял, что болезнь не все перевернула в его жизни. Это должна быть супершкола, чтобы здоровые дети завидовали больным, которые в ней учатся, - рассказал руководитель проекта. - Для этого мало покрасить стены в яркие цвета и раздать детям планшеты. Надо, чтобы было живо, интересно, постоянно какая-то движуха происходила. Лучшей наградой проекту я считаю фразу подростка из Центра имени Димы Рогачева. Он пришел в класс и сидит, хотя занятий нет. Чего сидишь, спрашиваем. А здесь ждать интереснее, отвечает.
Пациенты детских больниц с тяжелыми диагнозами не ходят в школу годами. Недуг и его лечение накладывают отпечаток не только на образ жизни, но и на ее содержание: от химиотерапии страдает лицевая моторика, поэтому малышам необходимо много говорить. Для этого "Учим&Знаем" организовал школьный радиотеатр, где ведут занятия Екатерина Андреева, Арина Шарапова, Михаил Куницын.
После сильных лекарств малыш может забыть, что проходили на прошлом уроке, либо почувствовать себя плохо в разгар занятия. Поэтому и педагоги здесь нужны особенные: способные провести урок в игровой комнате больничного отделения, а то и в палате - не расплакавшись при этом от жалости... Но эти проблемы оказались самыми простыми. Дети охотно учатся, интересуются всем, что происходит за стенами больницы. Они сдают ЕГЭ - надо только обеспечить им условия для подготовки. В них сильнее, чем где-либо, проявляется тяга к жизни. Ее хватает даже на поддержку родителей. Тех в "Учим&Знаем" учат на тьюторов - это такая особая педагогическая специальность, помощник ученика в индивидуальном образовании.
Сложность оказалась в другом. Если профессия тьютора регламентирована особым приказом, то больничные школы оказались в правовом вакууме. Чтобы вести образовательную деятельность, необходима лицензия. Она выдается после одобрения Роспотребнадзора. А там говорят: дело хорошее, нужное, но выдать справку о соответствии нормативам мы не можем, потому что нормативов таких нет.
Или другой момент. В Федеральном центре имени Димы Рогачева в Москве лечатся пациенты со всей страны. Расходы на их обучение заложены в бюджеты регионов, из которых они приехали. Чтобы вытянуть их оттуда, необходимо заводить бухгалтерию, которая съест больше, чем принесет. Столичные власти пошли проекту навстречу и, не вдаваясь в бумажки, просто взяли все расходы на себя. Но так просто бывает далеко не всегда.
- Постепенно мы пришли к пониманию, что надо вступать в очень серьезный диалог с государством по изменению правовой базы. Груз этот тяжелый, но благодарный, потому что мы уже видим плоды сделанной работы, - улыбнулся Шариков.
Открылись школы в Хабаровске, Калининграде, Красноярске, готовится к открытию школа в Краснодаре. Вскоре проект "Учим&Знаем" начнет работать и в воронежской больнице.
- Сейчас обсуждается состав необходимого нам оборудования - его поставит партнер проекта фирма Samsung. Скорее всего, это будут 16 планшетов и интерактивная панель. Решаются другие организационные моменты. Думаю, школа откроется в начале декабря. Потом аналогичный класс появится еще в одной воронежской больнице, - рассказала директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Людмила Аверченко.