В последнее время все чаще и чаще задают вопрос о том, насколько культурные обмены зависят от нынешнего международного положения, от тех противоречий между Россией и США, другими натовскими государствами, которые будоражат информационное пространство. Не то чтобы подобных вопросов не задавали прежде, - они звучали всегда, но не с такой частотой, и не с такой уверенностью спрашивающего в безусловной тотальной политизации современной - в том числе и культурной - жизни.
Этот вопрос звучал на прошлой неделе во время пресс-конференции, посвященной обменным гастролям московской "Геликон-оперы" в Таллине и Национального театра "Эстония" в Москве, - причем пусть и в разных интерпретациях, от российских и эстонских журналистов. Он наверняка будет звучать и на нынешней неделе, когда большой десант российских деятелей культуры и представителей ведущих СМИ окажется во Франции. Сегодня в Париже открывается очередной Всемирный конгресс русской прессы, причем одно из его заседаний пройдет в Российском духовно-культурном православном центре, ключи от которого вчера были переданы строителями Посольству России во Франции, в чьем ведении этот центр будет находиться. А завтра в Музее Фонда Луи Виттона состоится церемония представления широкой публике уникальной выставки нового европейского искусства. Разделенная между Эрмитажем и ГМИИ им. А. С. Пушкина поистине бесценная коллекция С. И. Щукина впервые за много лет соединится в Париже. И все это происходит на фоне внятного охлаждения отношений между Россией и Францией на высшем уровне. Подобные коллизии в советские времена были попросту невозможны. Да и сегодня есть политики и у нас и за рубежом, которые полагают, что гуманитарное сотрудничество должно быть накрепко связано с общеполитическими отношениями между государствами.
Но за минувшие четверть века, как мне представляется, был найден разумный баланс интересов. Внешняя политика новой России предполагает определенную суверенность международных культурных связей (речь идет, понятно, не только об искусстве, литературе, музейном деле или кинематографии, но и об образовании, науке, молодежных контактах, спорте, туризме). Не думаю, что такой подход к культурным обменам, да и к самой культуре, стоит называть аполитичным. Политика - внешняя и внутренняя - далеко не всегда определяется экономическими интересами. Сохранение международного гуманитарного сотрудничества в периоды острых геополитических конфликтов на самом деле является выражением пусть и неявной надежды на то, что любой конфликт имеет начало и завершение. А потому необходимо инвестировать в будущее, - ведь все войны, "холодные" и "горячие", имеют обыкновение заканчиваться. Сохранение своего культурного присутствия даже в тех странах, с которыми возникают острые конфликты, - позиция в высшей степени прозорливая. Примечательно, что российское культурное присутствие в США, равно как и американское в России за минувшие два с половиной года никак не уменьшилось. И это при том, что все государственные контакты на этом треке заморожены из-за позиции администрации США. Но что бы ни происходило на политическом уровне, это никак не отражается на гастролях российских музыкантов или артистов балета, которые выступают в этой стране на самых престижных площадках, равно как и на количестве американских фильмов, по-прежнему доминирующих в российском прокате.
Разумеется, из любого правила есть исключения. К примеру, когда турецкие военные сбили российский Су-24, мы, естественно, отменили подготовку к "перекрестному" Российско-турецкому году, к которому уже начали серьезную подготовку. Военно-политический контекст не предполагал наращивания гуманитарного сотрудничества. Но именно в этой сфере наиболее зримо видны наступившие перемены в отношениях между странами, - это касается и возвращения российских туристов на курорты Турции, художественных и спортивных обменов.
В отличие от США, Европейский союз, активно проводя политику санкций, тем не менее не отказывается от культурных контактов с Россией. 8 июня нынешнего года Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини и Еврокомиссия (ЕК) представили Стратегию по развитию культурного измерения внешней политики ЕС. Этот документ ориентирован прежде всего на активизацию культурного сотрудничества со странами-партнерами по Европейскому союзу, но в нем очевидна потребность развития диалога и с Россией. Наша позиция здесь крайне проста: партнерские отношения в области культуры со всеми европейскими государствами, Евросоюзом и Еврокомиссией должны быть понятными, прозрачными, ориентированными на позитивные ценности, которые объединяют, а не разъединяют наши страны и народы. Россия, как мне представляется, должна принимать участие во всех крупных проектах, таких, к примеру, как "Европейский год культурного наследия", который Еврокомиссия полтора месяца назад представила на рассмотрение Европарламента и Совета Евросоюза. Это в равной степени важно для нас и для европейского сообщества.
Прекрасно знаю, что политика нередко диктует культуре свое видение текущих событий. Но без озарений культуры невозможно разглядеть образы будущего.