- Я очень доволен встречей, - заявил святейший патриарх Кирилл, отвечая на вопрос корреспондента "РГ". - Я не ожидал, что она пройдет так, как прошла. Первый раз я встречался с королевой в 1994 году. Тогда была более формальная встреча.
На этот раз разговор получился более содержательным и душевным.
- Я увидел королеву в полном здравии, с чем вас и поздравляю, - сказал патриарх.
Он отметил, что у Елизаветы II яркие лучистые глаза и прекрасная речь. Она много говорила. Я увидел яркую и светлую английскую королеву. Монархия сегодня, - отметил он, - поднимается над политической сиюминутностью, которая возводит границы между народами и странами. Она связана с глубиной традиций своей страны и остается безусловным авторитетом для своего народа. Я хочу закончить ответ на ваш вопрос, - сказал патриарх, - словами: "Пусть Бог хранит королеву!"
Отвечая на вопрос корреспондента BBC, почему глава Русской церкви назвал войну в Сирии священной, патриарх подчеркнул свое сожаление по поводу того, что его слова были неправильно прочитаны и поняты.
- Я говорил, прежде всего, о священной войне с терроризмом, - сказал он. - Я глубоко убежден, что борьбу с терроризмом можно назвать священной войной.
Так, войну с нацизмом в России как раз называли священной войной. И даже строки из песни свидетельствуют об этом: "Идет война народная, священная война". И сегодняшняя война с терроризмом должна быть, по мнению патриарха, общей. Это дело даже не для одной страны.
Отвечая на вопрос об итогах визита в целом, патриарх подчеркнул, что речь не идет о политических итогах.
- Я с самого начала воспринимал свою миссию здесь как очень важную и связанную, прежде всего, с 300-летием присутствия православия на английской земле.
Он подчеркнул, что общался в Англии с самыми разными людьми - парламентариями, людьми аристократических кругов, простыми британцами.
- Я ни в ком не почувствовал враждебности, - подчеркнул патриарх. - Но почувствовал очень теплую и добрую атмосферу.
Он напомнил, что наши народы и общества связывают давние хорошие отношения, что "мы все читали английскую литературу, и Диккенса, и Достоевского". И столетние отношения двух культур дают нам добрый сигнал.
- Я сумел почувствовать этот сигнал, исходящий от общества и народа, - сказал патриарх.
Журналисты спросили его о маленькой собачке, подаренной ему в Великобритании российскими прихожанами. Она принадлежит к породе корги, которая любима английской королевой. У подаренной патриарху собачки уже есть имя Вилли, которое ей дали предыдущие хозяева.
- Моя личная жизнь в значительной степени проходит в одиночестве, - сказал патриарх, - и теперь у меня есть хороший добрый друг.