18.10.2016 12:40
Экономика

Ученый: Возродить народные промыслы поможет русская ресторанная франшиза

Текст:  Семен Подкар (кандидат социологических наук, председатель НРОО "Центр Федерация")
Российская газета - Экономика Поволжья: №235 (7103)
На протяжении последних 20 лет в Нижегородской области с переменным успехом предпринимаются попытки спасения народных художественных промыслов (НХП) как малой экономики и национального культурного достояния. Некоторые предприятия перестроились на рыночные рельсы, а где-то положение, мягко говоря, не очень.
Читать на сайте RG.RU
Cоставлен рейтинг регионов с популярными народными промыслами

До революции художественными промыслами, например, на территории нынешнего Ковернинского района занимались примерно сорок деревень. Сегодня - только пять. Деревня Хохлома, в сущности, была ярмарочным селом, куда свозились изделия местных умельцев и производились оптовые закупки, приобреталось сырье, материалы, полуфабрикаты. Нижегородская земля, а особенно ковернинская, не отличалась плодородием, а НХП, как мелкотоварное, кустарное производство, помогали крестьянам выживать.

В советское время увлечение повсеместной индустриализацией привело к промышленному производству фактически индивидуальных, ручных изделий. Тогда были найдены компромиссные решения. И самое главное - сохранена школа и самобытный народный дизайн. В наше время, под прессингом рынка и не найдя адекватных решений, экономика промыслов в этом районе стала деградировать, несмотря на господдержку. Крупнейшее предприятие фактически обанкротилось, сотни мастеров потеряли работу.

Что же можно сделать для сохранения традиции и этого сектора экономики сейчас? Обратимся к опыту соседей. В 2005 году правительство Японии привлекло рестораторов и дизайнеров, которым было поручено разработать экспортный бренд японской кухни и японской моды. Через некоторое время ему были предложены суши и национальная ресторанная франшиза на основе японской кухни. Через пять лет суши завоевали мир.

Как русские народные промыслы выживают под натиском китайских подделок

Можно поражаться умению наших восточных соседей делать бизнес на культурно-ресторанно-исторической ренте. Если мы посетим какой-нибудь сетевой супермаркет в России, то почти всегда там найдем большой стенд с продуктами из Японии (рисовая лапша, соусы, васаби, саке) и национальную японскую посуду для сервировки стола, тщательно и любовно упакованную.

Сегодня, по свидетельству экспертов из правительства Нижегородской области, крайне сложно продвигать продукты НХП на экспорт напрямую, и возможным решением здесь видится включить их в составе услуги. Такой услугой могла бы стать нижегородская (русская) ресторанная франшиза под известным брендом. Наиболее яркий из традиционных русских народных художественных промыслов - хохлома, она несет в себе визуальное представление русской идентичности, хотя марка может быть и другой.

Предприятия нижегородских промыслов в состоянии оснастить такие ресторанчики всей необходимой утварью: посудой, предметами сервировки, мебелью, скатертями, портьерами, одеждой персонала. С созданием такой франшизы мы могли бы обеспечить загрузку предприятиям НХП и частным мастерам, способным пока еще создавать аутентичные интерьеры и предметы, а малый бизнес сможет получить национальную ресторанную франшизу с близкой и понятной кухней и родными интерьерами.

Туризм Народные промыслы Нижний Новгород Приволжье