Безграмотная bestия
Вопрос о чрезмерном использовании букв английского, в частности, алфавита на вывесках Нижнего Новгорода уже рассматривался на заседаниях временной рабочей группы и на комиссии городской думы по социальной политике. Сейчас его планируют включить в повестку заседания гордумы в ноябре.
- 99 процентов нарушений в оформлении вывесок составляют намеренные искажения написания русских слов, - сказал председатель комиссии гордумы Василий Пушкин, - поэтому нужны действия в защиту нашего языка.
- Мы разработали изменения в проект правил размещения и содержания информационных конструкций в Нижнем Новгороде, - отметила директор департамента градостроительного развития и архитектуры администрации города Алла Коновницына. - После их утверждения появится возможность привести в соответствие требованиям все вывески в исторической части города в течение полугода, остальные - за год.
Кстати, инициатором идеи стала доктор филологических наук, профессор кафедры современного русского языка и общего языкознания филфака ННГУ Елена Маринова.
- Это общероссийская проблема. Например, если в названии есть буква "З" - "Зажигалка", "Зелье", она, как правило, заменяется латинской "Z", став штампом примитивной языковой игры, - считает ученый. - Слово "бестия" фигурирует в названиях магазина одежды и салона красоты и тоже рассчитано на языковую игру, учитывая значение английского слова best - "лучший". Но согласно словарю русского языка, "бестия" означает "плут, пройдоха" и имеет разговорную стилистическую окраску.
Провинциальный колорит
В столице Мордовии кампанию по борьбе с засильем "иностранных" вывесок начали еще в прошлом году. В муниципалитете поясняли, что о наименованиях западных корпораций и брендов речи не идет: недовольство вызвали многочисленные надписи латиницей - city, beauty, shop и тому подобные, - которые в изобилии пестреют на вывесках саранских магазинов, кафе и салонов красоты и легко могут быть заменены на русские синонимы. По мнению мэра Саранска Петра Тултаева, выглядит все это не только нелепо, но и непатриотично.
- Доморощенная рекламная "иностранщина" не добавляет европейского лоска, а напротив - создает провинциальный колорит, - подчеркнул он. - Нам, живущим в многонациональном городе, нужно стремиться к тому, чтобы названия писались кириллицей, на русском либо на мордовских языках.
Управлению архитектуры было поручено провести ревизию состояния дел в этой сфере и исправить наиболее вопиющие нарушения. В итоге некоторые предприниматели сами проявили сознательность - ряд торговых точек и салонов красоты в столице республики получил мордовские названия. Кстати, бизнесу это пошло только на пользу - в отличие от набивших оскомину англицизмов этнические вывески сразу привлекают к себе внимание.
Пообещали не волокитить
Казань пережила две волны "зачистки" внешнего облика. Первая случилась в преддверии Универсиады 2013 года и коснулась в основном рекламных щитов - более 1500 конструкций были демонтированы или перенесены. Вторая началась в марте 2014-го, когда вступили в силу принятые гордумой новые правила размещения вывесок.
По задумке чиновников, результатом изменений станет гармоничное сочетание всевозможных информационных конструкций с архитектурной средой. Так, например, под запрет попали выносные штендеры, растяжки на ограждениях, надувные фигуры, бегущие строки, вывески с использованием открытых светодиодов и неона, вертикальные настенные конструкции.
Взамен ужесточения требований власти пообещали предпринимателям ускорить процедуру согласований вывесок, установив максимальный срок в 21 день, а также отсутствие субъективного подхода со стороны специалистов управления архитектуры и градостроительства столицы Татарстана.
Многие представители рекламного бизнеса, признав, что порядок в оформлении города необходим, сочли новые требования чересчур жесткими и не учитывающими интересы предпринимателей - изготовители недополучат из-за более скромных стандартизированных конструкций, заказчики понесут дополнительные расходы на замену вывесок.
Новые стандарты вводятся постепенно, по мере истечения сроков действия ранее выданных согласований. По прогнозам городских властей, переходный период займет 3-4 года.
Не выше первого
В Пензе за вывески на зданиях теперь могут и оштрафовать. Размер санкции составляет от 4 до 6 тысяч рублей с физического лица, от 10 тысяч - с юридического. Пензенская городская дума строго регламентировала требования к размерам и размещению вывесок.
Теперь вся уличная реклама должна располагаться не выше первого этажа и не закрывать конструктивные элементы фасадов, например окна или архитектурные формы.
- Зачастую предприниматели устанавливают информационные конструкции для привлечения внимания потребителей. Порой они полностью закрывают стену здания, включая оконные проемы. Такое больше не допускается, - пояснил начальник отдела рекламной службы Пензы Павел Замеженин.
Для предпринимателей уже выпустили буклет с примерами правильного и неправильного размещения рекламных конструкций. Пока проводятся профилактические рейды. Штрафы будут выписывать с нового года.