Новый документ о торгово-экономическом и гуманитарном сотрудничестве должен, по общему мнению, помочь преодолеть спад взаимного товарооборота, продолжающийся уже второй год. Правда, в натуральном выражении поставки не сокращаются, а по ряду позиций даже растут. По словам торгового представителя посольства России в Минске Константина Артюшина, если оценивать ситуацию в российских рублях, то наблюдается прирост товарооборота на 6 процентов. Тем не менее резервы есть, и немалые.
Это показал бизнес-форум, которым начались Дни Санкт-Петербурга в Минске. Пообщаться с гостями пришли представители более 120 белорусских предприятий. С неожиданной для многих белорусов стороны предстала Северная столица в выступлении Эльгиза Качаева, председателя комитета по промышленной политике и инновациям. Санкт-Петербург претендует на роль одного из европейских центров высокой моды. Беларуси с ее развитой легкой промышленностью это интересно. Динамичные совместные проекты замышляются и в фармакологической промышленности.
Стратегические вопросы сотрудничества были рассмотрены на встрече Премьер-министра Беларуси Андрея Кобякова и губернатора Георгия Полтавченко в белорусском Правительстве в ходе очередного заседания совета по развитию торгово-экономического взаимодействия. Главное - подписано соглашение о торгово-экономическом и культурном, научно-техническом сотрудничестве на 2017-2021 годы. Оно насчитывает более 50 пунктов, за каждым - целое направление двусторонних отношений.
О чем же конкретно договорились? Минсельхозпрод Беларуси и комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга заключили принципиальное соглашение об увеличении в 2017 году поставок белорусских продуктов питания, вкусных и качественных. Андрей Кобяков заверил, что Беларусь даже готова ради этого подключить дополнительные резервы. Впрочем, перспектива - за производственной кооперацией, инвестиционными проектами. Такими, как замышляет концерн "Детскосельский" в Витебской области. Предполагается вложить в белорусскую землю солидные средства и новейшие технологии - и это, безусловно, даст взаимовыгодную отдачу.
Выгодно инвестиционно-инновационное сотрудничество и в совместном производстве пассажирских лифтов, о чем также шел разговор, в строительстве. Договоренность о сооружении "зеркальных" жилых кварталов - белорусского в городе на Неве и санкт-петербургского в Минске - достигнута была ранее. Ситуация в этом сегменте экономики сейчас не самая лучшая, тем не менее в белорусской столице уже выделили участки для застройки, процесс идет.
На пользу каждому и соглашения о поставках городского транспорта. Очередная партия из 80 автобусов МАЗ уже перевозит пассажиров в Санкт-Петербурге. Рассматривается вопрос о закупке еще 120 машин, сообщил "СОЮЗу" вице-губернатор Сергей Мовчан. На очереди другие инновационные виды транспорта - городской трамвай "Метелица" от белорусского предприятия "Штадлер" и даже экологически чистый электрический автобус минского завода "Белкоммунмаш". Все это будет очень кстати к чемпионату мира по футболу, который пройдет в городе на Неве в 2018 году. Но надо подождать, как покажут себя в работе опытные экземпляры, договоренность о поставке которых достигнута.
В сфере промышленности связи Беларуси и Санкт-Петербурга давние и прочные. Им способствуют научно-технические программы Союзного государства. В области микроэлектроники результативно взаимодействуют минский "Планар" и санкт-петербургский "Авангард". Не первый год звучит тема сотрудничества Белорусского автомобильного завода и завода "Звезда" с целью создания принципиально нового дизельного двигателя для карьерной техники. Барановичский станкостроительный завод и НПО по переработке пластмасс им. "Комсомольской правды" договариваются о производстве белорусских термопластавтоматов на российской территории. Общая цель - поднять взаимный товарооборот Беларуси и Санкт-Петербурга до двух млрд долларов, как это почти произошло три года назад.