Напряжение перед финальной схваткой буквально витало в воздухе, что отразилось и на кандидатах. Оба - предельно собранные, без малейшего намека на раскованность, политес или шутливость, без попыток хотя бы условно демонстрировать уважение к оппоненту. Выходя на сцену, обошлись без рукопожатия. Более того, организаторы в этот раз развели в зале и супругов кандидатов - Билла Клинтона и Меланью Трамп, которые на предыдущих дебатах неизменно пересекались на пути к своим местам и обменивались рукопожатием.
В ходе трансляции дебатов, длившихся полтора часа, телеэкран был разделен на две части с крупными планами кандидатов. На фоне традиционного черного костюма Трампа бросался в глаза белый наряд Клинтон, на одном из последних митингов назвавшей себя "последним, что стоит между вами и апокалипсисом", который в ее понимании неизбежно наступит в случае избрания республиканца.
Первые 20-30 минут выглядели на удивление мирными и содержательными для нынешней кампании, которую комментаторы называют беспрецедентно отталкивающей для американцев. Пожалуй, именно таких дебатов и ждали от претендентов на Белый дом. Ведущему удавалось держать дискуссию вокруг позиций кандидатов по значимым внутриполитическим темам - абортам, обороту оружия, роли денег в политике.
Но первая жесткая пикировка не заставила себя ждать. И, что тоже характерно для нынешней кампании, "яблоком раздора" между кандидатами стала Россия. Оппоненты быстро перешли на повышенные тона, а затем обменялись и личными оскорблениями. В процессе обсуждения иммиграционной политики США ведущий задал Клинтон вопрос о ее противоречивых заявлениях по этой теме в ходе платного и закрытого выступления перед банкирами, текст которого был опубликован организацией WikiLeaks. Экс-госсекретарь быстро ушла от неудобного вопроса, вместо этого обвинив Россию и ее руководство в "шпионаже против США" и передаче документов WikiLeaks. Она утверждала: "17 американских разведывательных агентств пришли к выводу, что за взломами стоит Россия, которая пытается вмешаться в наш избирательный процесс" (строго говоря, это неверно, поскольку такие выводы озвучил только Офис директора национальной разведки США, который хотя и координирует работу спецслужб, но является отдельной структурой - "РГ"). Клинтон назвала "самым важным вопросом сегодняшнего вечера" то, готов ли республиканец Дональд Трамп выразить осуждение в адрес РФ в связи с кибератаками.
Бизнесмен не преминул заметить, как ловко экс-госсекретарь сменила тему с иммиграции на Россию, что вызвало смех аудитории, а затем подчеркнул: "Я не знаю Владимира Путина. Он не мой лучший друг. Но если Россия и США поладят и будут совместно бороться с ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ экстремистской группировки ИГИЛ), это хорошо". "Президент России не уважает ни Клинтон, ни Барака Обаму, - распаляясь утверждал Трамп. - Она не любит Путина потому, что он обводил ее вокруг пальца во всем. Он обыгрывал Клинтон и Обаму раз за разом, от Сирии до ракет". В качестве примера республиканец утверждал, что в рамках договора по сокращению наступательных вооружений СНВ-III, переговоры по которому шли в бытность Клинтон госсекретарем США, Россия якобы продолжает производить новые боеголовки, в то время как Америка лишена такой возможности.
Экс-госсекретарь тут же парировала, что у Москвы "есть явный фаворит на выборах в США" и назвала Трампа "марионеткой" российского руководства.
"Сама вы марионетка", - выпалил бизнесмен в ответ, поставив под сомнение уверенность Клинтон в том, что за кибератаками против США стоит Россия.
На переформулированный вопрос ведущего о том, готов ли он осудить РФ, если бы ее причастность ко взломам была доказана, Трамп ответил: "И Россию, и любое другое государство". В тоже время он не стал соглашаться с точкой зрения американского разведывательного сообщества.
После этого обмен ударами "ниже пояса" пошел в полную силу. Изложение политических позиций стало быстро отходить на второй план, уступая место перепалкам и личным выпадам, в ходе которых кандидаты регулярно перебивали друг друга, хотя заметно чаще это делал Трамп. Апофеозом битвы упреков стало обсуждение того, насколько каждый из кандидатов отвечает требованиям, предъявляемым к главе государства. Трамп настаивал на том, что политическая карьера Клинтон - "плохой опыт", обернувшийся хаосом на Ближнем Востоке, ошибочными решениями, которые привели к формированию ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ экстремистской группировки ИГИЛ). Он обвинял оппонента в двуличии, провоцировании акций насилия на его предвыборных мероприятиях, приеме семейным Фондом Клинтон пожертвований со стороны государств, ущемляющих права женщин и сексуальных меньшинств, включая Саудовскую Аравию. "Какого черта вы брали эти деньги?" - вопрошал Трамп, предложив Клинтон вернуть эти пожертвования. Он назвал соперницу "отталкивающей женщиной", а ее предвыборную кампанию "подлой".
Экс-госсекретарь не оставалась в долгу, критикуя бизнесмена за уничижительное отношение к женщинам, поляризующую риторику, отказ опубликовать информацию о своих налогах, подрыв основ американской демократии. Как всегда бросалась в глаза подготовленность Клинтон к выпадам оппонента. Когда тот бушевал по поводу ее провального политического опыта, экс-госсекретарь не стушевалась, а выразила готовность сравнить свою карьеру с достижениями Трампа и выдала целую серию сравнений в духе: "Когда я находилась в ситуационной комнате Белого дома во время рейда против Усамы бин Ладена, Трамп выступал в своем шоу на телевидении".
Пожалуй, самый большой резонанс в СМИ вызвал отказ Трампа гарантировать, что он признает итоги выборов главы государства. В последние недели он предостерегал, что результаты голосования в США могут быть "сфальсифицированы". Ведущий попросил кандидата прояснить, признает ли он результаты голосования. "Я скажу вам, когда придет время, - ответил Трамп. - Вам придется подождать".
Этот комментарий вызвал бурную реакцию у телевизионных комментаторов и экспертов, называющих такую позицию беспрецедентной для американской демократии. На их взгляд бизнесмен нарушил одну из аксиом, обеспечивающих прочность политической системы США, которую ведущий, обращаясь к Трампу, сформулировал как "передачу власти ненасильственным путем, когда потерпевший поражение признает результат во имя всеобщего блага".
Клинтон назвала заявления Трампа "ужасающими" и "ведущими к деградации американской демократии", настаивая на том, что он не годен для должности президента. "Он называет сфальсифицированным все, что направлено против него. Это структура его мышления", - утверждала она, вновь выстрелив явно заготовленными тезисами. В частности, Клинтон перечислила случаи, когда Трамп критиковал систему республиканских праймериз, судей, выносивших вердикты против его компании, а также жюри премии "Эмми". "Это смешно, но в тоже время это проблема", - заключила демократ.
Трамп в ответ поднял тему скандала вокруг электронной почты Клинтон, настояв, что ее "вообще нельзя было допускать до президентских выборов". Он аргументировал, что один из американских генералов в настоящее время находится под следствием и ему грозит тюремный срок за ложь перед ФБР, в то время как Клинтон сошли с рук более существенные прегрешения: "Ему грозит до 5 лет тюрьмы, а она претендует на должность президента США". Отказ ФБР возбудить дело против Клинтон он назвал "позором".
Внешнеполитическая часть дебатов вращалась вокруг борьбы с ДАИШ, в том числе начавшейся при поддержке США операции по освобождению Мосула в Ираке. И под стать теме эта часть напоминала словесную перестрелку. Трамп осыпал Клинтон упреками в том, что ее деятельность на должности госсекретаря послужила причиной возникновения и укрепления террористической группировки. "Она подарила нам ДАИШ", - подчеркнул он, напомнив, что Мосул ранее уже находился под контролем американцев и попал к боевикам в результате поспешного вывода войск США из Ирака. По его мнению, операция вокруг Мосула начата потому, что Клинтон претендует на должность президента, поскольку действующая администрация Барака Обамы хочет выглядеть жесткой и тем самым помочь экс-госсекретарю. Бизнесмен возложил на соперницу и ответственность за ситуацию вокруг сирийского Алеппо. "Все думали, что Башар Асад уйдет три года назад, а он заключил союз с Ираном и Россией", - сказал Трамп, назвав сирийского лидера "плохим парнем", который все же "умнее, чем Клинтон и Обама". Он также раскритиковал поддержку США в адрес группировок вооруженной оппозиции в Сирии: "Мы не знаем, кто такие эти мятежники". Планы демократов по расширению программы приема в США беженцев из Сирии он назвал "троянским конем", полагая, что в их числе на американскую территорию могут проникнуть экстремисты.
Ведущий поинтересовался у Клинтон, которая ранее выступала за создание бесполетных зон в Сирии, готова ли она на должности президента отдать приказ о том, чтобы сбивать самолеты ВКС РФ в случае нарушения ими границ таких зон. Она уклонилась от ответа, настояв на поддержке идеи создания зон такого рода в Сирии и утверждая, что для этого США должны были бы "дать понять Дамаску и Москве, что это в интересах мирного населения".
Закончились дебаты на той же ноте, что и начались: без рукопожатия.
Согласно результатам социологического опроса телеканала CNN, около 52 процентов опрошенных посчитали выступление Клинтон более сильным, а за Трампа проголосовали 39 процентов. Опрос, который телеканал традиционно проводит сразу после трансляции среди неопределившихся избирателей, за голоса которых в первую очередь и идет борьба, называл Клинтон победителем и по итогам двух предыдущих дебатов.
В тоже время сложно сказать, окажут ли дебаты существенное влияние на ход борьбы, в ходе которой американцам предстоит сделать выбор по принципу "кто хуже?", а не "кто лучше?" Тем более что досрочное голосование уже стартовало и около двух миллионов избирателей уже заполнили бюллетени. В войне компроматов кандидаты все глубже дискредитируют друг друга в глазах сограждан, пытаясь растоптать соперника, а не ответить на ключевые вопросы о себе и представить свое видение будущего Америки.
Опубликованные несколько недель назад пошлые высказывания Трампа о женщинах, последовавшие обвинения в домогательствах, его отказ принять итоги выборов подливают масла в огонь тех, кто ставит под сомнение пригодность темперамента бизнесмена для должности главы государства. Эти темы не сходят с заголовков СМИ, в то время как, например, его недавние конкретные предложения по запрету на лоббизм для бывших госслужащих и ограничению сроков конгрессменов прошли практически незамеченными.
Что до Клинтон, то утечки WikiLeaks о ее выступлениях за закрытыми дверями, где она подчас озвучивает совсем иные позиции, чем на публике, в очередной раз подкрепили существующие сомнения в ее искренности. Ей не удается объяснить избирателям, зачем она собирается стать президентом и чьи интересы будет отстаивать. Среднего класса? Или денежных тузов с Уолл-стрит?
И оба соперника охотно используют эти слабые места. В результате после трех дебатов ключевые вопросы избирателей в отношении кандидатов остались без ответа. На это указывает и то, что в опросе CNN лишь 13 процентов респондентов сообщили о том, что дебаты помогли им принять решение, в то время как 87 пока так и не сделали свой выбор.
Кто бы ни одержал победу в конечном итоге, едва ли следующего хозяина Белого дома можно будет назвать президентом для всех американцев.
Если же обратиться к цифрам, то на финишную прямую Клинтон выходит с небольшим, но комфортным преимуществом. По данным Real Clear Politics, ее среднее преимущество над Трампом в последних опросах общественного мнения составляет около 6 процентов. Ресурс Five Thirty Eight, статистическая модель которого считается одной из наиболее точных для предсказания итогов выборов, оценивает вероятность победы Клинтон в 87 процентов против 13 процентов у Трампа, констатируя: "Ни одному кандидату в последние десятилетия не удавалось отыграться, уступая более 4 процентов в опросах общественного мнения за месяц до выборов президента".
Лишь один из многочисленных тревожных звонков для Трампа: в недавнем опросе Arizona Republic/Morrison Cronkite News в штате Аризона, считающемся одним из традиционных оплотов республиканцев, Клинтон обошла Трампа на 5 процентов. Поражение в таких штатах сделало бы призрачными шансы магната набрать необходимые 270 голосов выборщиков.
Предвыборные дебаты Трампа и Клинтон