О прошлой жизни этого корабля можно рассказать уже вполне определенно. Стратегический подводный ракетоносец К-64, заложенный на "Севмашпредприятии" в декабре 1982 года по проекту 667БДРМ ленинградского (тогда еще) ЦКБ "Рубин", был третьим в линейке семи построенных субмарин этого типа.
В боевой состав принят 24 февраля 1987-го. То есть построили его и провели испытания довольно быстро: на все про все ушло чуть больше четырех лет. Нес службу на Северном флоте, в составе 3-й флотилии подводных лодок и базировался в губе Оленья.
В первый же год, когда экипаж сдал положенные задачи и был введен в состав сил постоянной готовности, произвел тренировочный пуск баллистической ракеты из полигона в Белом море. А в последующие восемь лет регулярно заступал на боевые дежурства: выполнил задачи девяти автономных боевых служб в составе морской группировки стратегических ядерных сил - СССР и России.
В мае 1995 года экипаж К-64 был удостоен чести стать участником морского парада в Мурманске в честь 50-летия Победы. А еще через четыре года уставший корабль перевели "в резерв второй категории" и отправили в Северодвинск - с туманной тогда еще перспективой прохождения среднего ремонта и переоборудования "в интересах ГУГИ МО" - Главного управления глубоководных исследований российского Минобороны.
Но денег на это оказалось так мало, а в какое-то время не было совсем, что работы по переоборудованию растянулись почти на пятнадцать лет.
По сведениям, попавшим в открытую печать, еще в 2002 году из К-64 вырезали отсеки с ракетными шахтами, чтобы на их место установить блок специальных отсеков с оборудованием и жилыми помещениями от подводной лодки БС-411 "Оренбург", которая использовалась как носитель атомных глубоководных аппаратов, но уже выслужила назначенный срок и подлежала утилизации.
С тех пор еще немало воды утекло. Теперь северодвинская "Звездочка" не просто отдельно взятый судоремонтный завод, а головное предприятие многопрофильного и распределенного в европейской части России Центра судоремонта - с тем же названием. А корабли аналогичного, что и К-64 проекта - "Верхотурье", "Екатеринбург", "Карелия", "Тула", "Брянск", "Новомосковск" - как минимум, раз, а кто-то дважды прошли обновление в цехах, на стапеле и в доках ЦС "Звездочка". Поменяли уставшие механизмы, обрели более современные системы гидроакустики, навигации, целеуказания и связи, а главное - получили модернизированный ракетный комплекс "Синева". И сегодня, не привлекая лишнего внимания, несут боевую службу на Севере, образуя костяк морской группировки стратегических ядерных сил.
А К-64 все ждала своего часа. И он, похоже, настает.
В августе 2015-го уже как атомную подводную лодку БС-64 "Подмосковье" ее вывели из цеха №15 все той же "Звездочке". Еще год занимались кораблем у достроечной набережной и на заводской акватории - проводили швартовные испытания и другие назначенные операции.
А теперь вывели, наконец, на ходовые смотрины.
Пожелаем экипажу и всей сдаточной команде результативной работы в море: удачи вам, на "Подмосковье"! В 29-й Отдельной бригаде подводных лодок Северного флота этого корабля уже заждались.
Досье "РГ"
Чью вахту примет "Подмосковье": из послужного списка БС-411 "Оренбург"
В связи со сокращением вооружений по договору СНВ-I было принято решение переоборудовать ракетную подводную лодку К-411 (проект 667А "Навага") Северного флота в носитель сверхмалых подводных лодок. К этому времени корабль прослужил в боевом составе 12 лет, в том числе совершил поход на Северный полюс, за что экипаж был награжден вымпелом министра обороны СССР "За мужество и воинскую доблесть".
В октябре 1983 года субмарину завели в эллинг северодвинской "Звездочки", где она провела долгие семь лет - опять спустили на воду только в июне 1990 года.
В результате модернизации ракетный крейсер был переоборудован по проекту 09774 в носитель сверхмалых подводных лодок. Для этого вырезали пятый ракетный отсек, а на его место установили новый блок корпуса, параллельно изготовленный на соседнем "Севмашпредприятии". В новых помещениях разместили научно-исследовательскую аппаратуру и оборудование, каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. В результате корпус корабля был удлинен до 162,5 м, торпедное вооружение демонтировано не было.
В сентябре 1998 года АПЛ получила наименование "Оренбург", а год спустя шефство над кораблем и ее экипажем взяло правительство Оренбургской области.
Специальная субмарина выполняла задачи по назначению до 2004 года. В 2009-м утилизирована на той же "Звездочке".