По действующему законодательству получить их не так-то просто.
К примеру, почва таких участков должна иметь хорошую способность к самоочищению. Дополнительно для безопасности населения вокруг таких объектов устанавливается санитарно-защитная зона, что увеличивает площадь участка. И при всем этом объект следует располагать в местах с хорошей транспортной доступностью.
В результате найти подходящую землю очень сложно. "Для крупных городов это многие десятки гектаров земель. Так, в крупных городах Ярославской области площадь земельных участков полигонов размещения отходов составляет от 20 до 60 гектаров", - говорится в законопроекте.
Даже если вблизи населенного пункта имеется свободный большой участок, своими краями он часто захватывает территорию, не принадлежащую муниципалитету или региону. Депутаты предлагают упростить законодательство и внести свалки и кладбища в перечень объектов, под создание которых земли могут быть изъяты под государственные нужды, чтобы освободить достаточно площади под новые объекты.
Этот порядок позволяет получить земли быстрее: действуют сроки, в течение которых собственники участков должны принять решения. Кроме того, есть порядок принудительного изъятия земли.
Авторы документа отмечают актуальность предлагаемых изменений. "Наполненность существующих полигонов для размещения отходов в Ярославской области превышает 70 процентов", - говорят они в пояснениях к документу. Немногим лучше ситуация и в других регионах.
Сейчас полный перечень объектов, при строительстве которых земля может быть изъята для госнужд, приведен в статье 49 Земельного кодекса. В их числе объекты энергосистем и атомной энергии, дороги, объекты железнодорожной инфраструктуры и электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В законе уточняется, что изъятие проводится только в тех случаях, когда нет других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Но в случае со свалками и кладбищами следовало бы установить дополнительный критерий, разрешающий выкуп земли только в том случае, если большая часть участка свободна для размещения новых объектов.
Эксперты "Российской газеты" обращают внимание, что дело не только в земле.
Созданию новых свалок и кладбищ препятствует целый комплекс проблем. "У нас вообще остро стоит проблема межмуниципального взаимодействия. Это не только вопрос земельных отношений между двумя муниципалитетами, городом и областью, но и бюджетных отношений, правовых и юридических форм взаимодействия муниципалитетов", - говорит Ирина Ирбитская, директор Центра градостроительных компетенций Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС.
Очень часто свалка, которая нужна городу, может быть расположена только за его границами, в области. "При тех законах, которые существуют, эти два субъекта не могут осуществлять никаких совместных проектов", - констатирует эксперт и отмечает, что идея ярославских депутатов хоть и хорошая, но решает лишь одну проблему из целого комплекса.
Кроме того документ нацелен только на увеличение площадей. В то время как пора подумать о том, чтобы эти объекты занимали меньше места. К примеру, площадь свалок можно сократить за счет строительства мусоросжигательных заводов, организацией сортировочных комплексов с последующей переработкой материалов, отмечает Ирина Ирбитская.
Документ же, особо подчеркивает эксперт, даст региональным властям свободу по увеличению площадей свалок и не стимулирует их перерабатывать горы мусора на своей территории.