24.10.2016 16:50
Общество

Для детей с проблемами развития составят 9 образовательных программ

Каким воспитателям прибавят зарплату
Текст:  Константин Завражин Ирина Ивойлова
Российская газета - Столичный выпуск: №241 (7109)
Кто и как будет заниматься в обычных детских садах с "особенными" детьми? Сколько логопедов должно быть в инклюзивной группе? Какие программы нужны для детей с особенностями в развитии? Чем помочь родителям, которые выбрали семейное дошкольное образование? Как государство может поддержать частные детские сады? Эти и многие другие вопросы обсуждались на Всероссийском съезде работников дошкольного образования, который проходит в Красногорске.
Читать на сайте RG.RU
Всероссийский съезд работников дошкольного образования

- Растет абсолютное число дошкольников, за год оно увеличилось почти на 200 тысяч, - рассказала в своем выступлении на съезде вице-премьер Ольга Голодец.

По словам вице-премьера, благодаря программе строительства детских садов в России за последние три года было создано свыше 1,365 млн. новых мест для дошкольников, однако проблему нельзя назвать окончательно снятой. "Есть переполненные группы, где организация работы с детьми требует особого подхода и особого внимания", - подчеркнула вице-премьер.

Где и как может получить среднее образование ребенок-инвалид

Министерство образования и науки будет расширять практику по созданию групп для дошкольников в высших учебных заведениях, заявила министр образования и науки Ольга Васильева.

- На сегодняшний день у нас есть регионы, в которых открыты дошкольные учреждения при вузах, опыт уже апробируется, и таких вузов на сегодняшний день 27. И, конечно, этот опыт положительный, его надо анализировать, смотреть и продолжать, - пояснила министр.

По ее словам, апробация такой модели, когда при вузе открывается дошкольная группа, реализуется в 14 регионах России.

6 миллионов детей от 3 до 7 лет ходят сегодня в детский сад

Реформа дошкольного образования сегодня одна из самых успешных. В детские сады ходит более 6 млн. человек. Очередей нет почти во всех регионах - на всю страну в очередниках числятся только 47 тысяч человек. В дошколке появились федеральные стандарты, которые запрещают оценивать детей, натаскивать их на учебу в школе и предусматривают вариативность программ. Если раньше детей с ограниченными возможностями здоровья отправляли в коррекционные сады, то с этого года их ждут и в обычных. К сожалению, количество детей-инвалидов в России растет. В 2009 году таких было 495 тысяч, а сейчас уже 540 тысяч. Увеличивается число детей-аутистов, работать с которыми педагогам особенно трудно.

- Будет подготовлено девять примерных программ для детей с разными особенностями: для детей с задержкой умственного развития, с аутистическими нарушениями, для глухих, слепых, слабовидящих, - рассказала директор Института изучения детства, семьи и воспитания Татьяна Волосовец.

Почему петербургские власти решили выселить детей-инвалидов

По словам Волосовец, для родителей, которые решили, что оставят ребенка с особенностями в развитии на семейном обучении, открыты 950 сервисных центров, где можно бесплатно получить помощь психологов, педагогов и дефектологов.
Но жизнь показывает: многие родители хотят, чтобы их "особенные" дети ходили в одни группы с обычными детьми. В такой группе не обойтись без дефектолога, специалиста по адаптивной физкультуре. Их сегодня в детских садах остро не хватает. И дело даже не в зарплате (в Московской области, например, зарплата логопеда начинается от 30 тысяч рублей), а в том, что вузы выпускают слишком мало таких специалистов. Между тем, по признанию дефектологов-участников съезда, в логопедической помощи нуждается почти половина всех детей.

Детские сады должны пересмотреть штатное расписание, пригласив на работу гораздо больше специалистов, в том числе психологов. Уже разработана система коэффициентов, которая позволит оценить труд педагогов в современных детских садах и увеличить финансирование.

Должно измениться соотношение педагогов и детей. Ведь одно дело, когда в группе 20 обычных деток, и совсем другое, когда там есть два колясочника и ребенок с задержкой умственного развития. Участники съезда предложили изменить нормативы для садов, где есть адаптивные программы, обновить программы профподготовки для воспитателей, вести в детских садах курсы родительского просвещения. В ближайшее время там появятся управляющие советы, как в школах.

Образование Минобрнауки