Напомним, на Московском центральном кольце ходят пятивагонные "Ласточки", детище завода "Синара". Изначально предполагалось, что сюда придут поезда Демиховского завода - тендер на обслуживание выиграла Центральная пригородная пассажирская компания. Но в феврале столичные власти перезаключили договор с ОАО "РЖД". Новые поезда с требуемой метрополитеном компоновкой салонов собрать к началу движения не успели, и пассажирам пришлось потерпеть и стойки для чемоданов (в основном "Ласточки" в России ходят на дальние расстояния), и отсутствие некоторых поручней в вагонах.
Перекомпоновать уже катающиеся по МЦК вагоны не получится - по требованиям безопасности. Как рассказали "РГ" в пресс-службе "Российских железных дорог", в новых поездах стойки чемоданов в первом и последнем вагонах заменят более компактные и востребованные на кольце стойки для велосипедов. Здесь не так много путешественников, едущих на вокзалы и аэропорты, - больше велосипедистов, а зимой, скорее всего, будет много лыжников. МЦК - лучший способ добраться до Лужников, Сокольников, Лосиного острова. Над креслами появятся ряды поручней, а сами сидячие места выстроятся по два в ряд с обеих сторон. Сейчас кресла стоят по схеме три плюс два, из-за чего в вагонах помещается меньше пассажиров.
Кроме того, мониторы с информацией станут больше. Первый поезд появится уже в ноябре, до Нового года поставят еще 8 или 9, а остальные двадцать поменяют ориентировочно к осени будущего года.
Все "старые" поезда распределят по другим направлениям, по каким - пока не известно. Сейчас "Ласточки" ходят, например, от Москвы до Твери, возят пассажиров в Сочи, выполняют рейсы в Нижний Новгород. А вот будут ли ходить поезда чаще, чем сейчас, пока неизвестно. Для сокращения интервала в часы пик с 6 до 4 минут необходимо еще 14 составов.
Несмотря на то, что МЦК возит пассажиров уже более полутора месяцев, рабочие уйдут с него не скоро - достраиваются станции и убираются недоделки. По словам Романа Латыпова, первого замначальника столичного метрополитена, очень не хватало навигации. Сейчас этот пробел восполнили, и жалобы значительно сократились. Утроили количество схем метро, разместили указатели "Держитесь правой или левой стороны". Передвинули и продолжают двигать автоматы по продаже билетов - так, чтобы они не мешали проходу, но и подойти к ним было удобно. Оценивают пассажиропоток и решают, что еще сделать, чтобы не было очередей за билетами. В каждом поезде появился уборщик: он следит за чистотой состава и туалета. Усилили охрану - она сопровождает поезда. Оптимизировали работу турникетов - где-то их добавили, где-то наоборот убрали. Исправили недоделки в инфраструктуре: уменьшили расстояние между платформами и поездами - было много жалоб на слишком широкие щели.
Еще перезаписали объявления - диктор стал сообщать, с какой стороны будут платформы. Их еще раз отредактируют и допишут в течение месяца, в частности, сократят сообщения - на МЦК звучит слишком много голосовой информации.
Сейчас работают 28 станций. Две - "Дубровка" и "Соколиная гора" - открылись в октябре, еще три - "Коптево", "Зорге" и "Панфиловская" - должны запустить до конца года.
С 11 октября кольцо работает в платном режиме - первый месяц все желающие катались бесплатно. И в первый же "платный" день, количество пассажиров оказалось даже больше, чем в тот же день неделю назад - 258 тысяч человек против 251. Самые популярные станции - с пересадками на метро. В лидерах "Лужники" - за месяц через них прошли 470 тысяч человек, "Балтийская" - 443 тысячи. Неожиданностью стала популярность станции метро "Кутузовская" - на Филевской линии пассажиропоток с открытием МЦК вырос в несколько раз. В общей сложности, за первый месяц на МЦК проехало 6 млн человек.
В метро за счет этого стало меньше пассажиров. Разгрузилась "Комсомольская" - примерно на 5 процентов, "Киевская" - на 7, "Парк Культуры" - на 11, а "Менделеевская" - даже на 15 процентов! Напомню, по прогнозам МЦК сможет в перспективе разгрузить в целом Кольцевую линию на 15 процентов.