Цены на оливковое масло растут из-за изменений климата и роста спроса по всему миру, сообщила на днях Financial Times со ссылкой на отраслевых аналитиков. Как отмечают западные эксперты, в прошлом году стоимость оливкового масла подскочила до 5,9 тысячи долларов, обновив 18-летний максимум из-за снижения мирового урожая оливок на 26 процентов и обилия насекомых-вредителей в Испании и Италии.
Сейчас цены снизились почти на тысячу долларов за тонну, но после прогноза Международного совета по оливковому маслу (IOOC) о том, что в нынешнем сезоне урожай опять снизится на 7 процентов, цены вновь начали рост. Так, урожай этого года в Италии упадет на треть (как и в Тунисе), а в Греции почти на 20 процентов.
Между тем в России цена на этот продукт растет. По данным Росстата, если в сентябре 2015 года средняя розничная цена за литр оливкового масла в стране составляла 825,3 рубля, то в сентябре текущего года она поднялась до отметки 954,3 рубля.
Впрочем, как отмечают эксперты, особой тревоги все эти факторы вызывать не должны.
"Учитывая, что оливковое масло в России исключительно импортное, влияния курса рубля на стоимость этого продукта не избежать, - пояснила "РГ" гендиректор компании "Национальная дистрибьюция" Анна Вовк. - На самом деле мировой рост цен наблюдается только в последнее время, поскольку ранее было их падение. Цены же в России выросли исключительно из-за падения курса отечественной валюты".
В этом году все стабильно, и эту ситуацию поддерживает постоянное предложение зарубежных поставщиков, крупнейший из которых Испания, которая поставляет около половины всего оливкового масла в РФ.
Впрочем, сейчас импорт в Россию оливкового масла сократился до минимальных показателей, уточнил заместитель председателя правления Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров ("Руспродсоюз") Дмитрий Леонов. Если в 2014 году объем закупок этого продукта составил почти 30 тысяч тонн, то уже в 2015 году из-за роста цен и сокращения потребления объем импорта снизился на треть - до 20 тысяч тонн. И по итогам этого года поставки, скорее всего, снова сократятся.
Что же касается цен, то на них будет влиять в основном лишь инфляция, в пределах которой они и зафиксируются, полагает Анна Вовк. Кроме того, в России присутствует такой сдерживающий фактор, как низкая покупательная способность населения, так что дальнейшее повышение цен просто нецелесообразно для поставщиков. Дело в том, что у оливкового масла есть намного более доступные альтернативы и потребители могут просто от него отказаться.
Оливковое масло в структуре потребления населением в России не превышает 1,5 - 2,5 процента, пояснил представитель Совета по агропромышленному комплексу при Совете Федерации Юрий Морозов. "Это продукт скорее для эксклюзивных пользователей", - пояснил он.
Несмотря на мировые тенденции, поставщикам невыгодно сильно задирать цены для российского рынка, так как сегодня их потолок упирается в покупательскую способность населения, и в случае резкого подорожания это масло просто останется стоять на полке.