За 9 месяцев 2016 года на дорогах России погибли свыше 3,9 тыс. пешеходов, а это почти треть от всех погибших в результате ДТП. И, несмотря на то, что процент жертв среди пешеходов несколько сократился за последнее десятилетие, проблема безопасности самой многочисленной категории участников дорожного движения остается по-прежнему актуальной. Среди распространенных ошибок и нарушений правил, которые могут привести к фатальным последствиям, сами пешеходы называют переходы в неположенных местах, игнорирование красного сигнала светофора и т.д. Водители отвечают им взаимностью и не уступают право перехода на зебре. За дело взялись активные граждане, которые, заручившись поддержкой государства, пытаются исправить ситуацию.
Чиновники не дремлют
В марте 2016 года проблемы безопасности дорожного движения обсуждались на заседании президиума Государственного совета под председательством Владимира Путина, где президент заявил такое направление государственной политики в числе приоритетных и важнейших.
"Так, по-прежнему много людей гибнет на пешеходных переходах: в прошлом году - более тысячи человек. Считаю, что нужно повысить ответственность водителей за нарушение правил на пешеходных переходах. В 2015 году отмечен рост ДТП на пешеходных переходах на 2% по сравнению с 2014 годом: всего нарушений - 19 779, и 1 233 человека погибли", - отметил он во время своего вступительного слова.
Проблема обсуждалась и в рамках VI Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни". Мероприятие, посвященное роли гражданского общества в повышении безопасности дорожного движения, прошло в сентябре 2016 года в Санкт-Петербурге под руководством Совета Федерации РФ и Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и Министерства внутренних дел Российской Федерации. В ходе конгресса была организована широкая дискуссия, целью которой стала выработка программы взаимодействия органов власти и общественности в вопросах создания действенной дорожно-транспортной политики. Кроме того, на конгрессе было уделено отдельное внимание вопросам популяризации соблюдения Правил дорожного движения среди молодежи. "Необходимо вести постоянную информационно-разъяснительную работу. Чаще задействовать молодых людей в специализированных пропагандистских кампаниях, социальной рекламе, конкурсах творческих работ. Начинать обучение правилам безопасного поведения на дороге считаю надо, буквально, с детского сада", - заметил во время своего выступления заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Юрий Воробьев.
Вместе сильнее
Тот факт, что люди стали больше интересоваться вопросами безопасности движения и правилами поведения на дороге, экспертов радует. Сейчас общественники начали больше внимания уделять предупреждению различных аварийных ситуаций. Для этого организовывают и создают новые структуры и варианты работы. Так, в городах все чаще проводятся акции и движения против плохих дорог, неправильных парковок и т.д. В некоторых регионах участие в различных мероприятиях по безопасности дорожного движения принимают казаки и дружинники, а также подключаются и дети, которые вступают в отряды "Юных инспекторов движения".
Как отмечалось организаторами конгресса, главным звеном системы обеспечения безопасности дорожного движения является человек - водитель, пассажир, пешеход. А значит, именно участники дорожного движения в первую очередь заинтересованы в том, чтобы окружающая их среда была безопасной и комфортной. Также организаторы конгресса обратили внимание на результаты масштабной социальной кампании "Навстречу безопасности", поблагодарив её организаторов и участников.
За последнее время в России прошла целая серия флешмобов, мероприятий, пробегов, призванных привлечь внимание к вопросам безопасности на дорогах. "Пешеход на переход", "Засветись!", "Притормози!" - всероссийские социальные кампании, все они были тематическими и показали достаточно высокие результаты. Кроме того, они показали, что общество готово решать вопросы безопасности в сфере дорожного движения. Общественные настроения активно поддерживаются и государством. Так, в частности, в ближайшее время стартуем федеральный проект под названием "Сложности перехода", призванный продолжить масштабную работу по повышению культуры водителей и пешеходов.
В рамках Международного конгресса "Безопасность на дорогах ради безопасности жизни" состоялся ряд тематических круглых столов, где очень активно обсуждалось участие граждан в формировании госполитики в сфере дорожного движения. Здесь упоминались вопросы просвещения граждан с точки зрения права, прорабатывались механизмы общественного контроля, и все те изменения в законодательство, которые требуется внести, чтобы ситуация на дорогах страны заметно улучшилась.
Государство оказывает посильную помощь активным гражданам, однако без помощи тех, кому небезразлична своя жизнь и жизнь людей вокруг, нужный эффект не может быть достигнут. Ведь кто, если не мы, объяснит детям, что переходить дорогу на красный свет светофора категорически запрещено, а светоотражающие наклейки - не родительская блажь, а необходимость?
Световая защита
Проблема использования световозвращающих элементов сегодня стоит особенно остро. Световые сутки становятся короче, погода - пасмурнее, непредсказуемые осадки. Часто водители просто не замечают пешеходов в таких погодных условиях, а это приводит к ужасающим последствиям. Конечно же, использование специальных световозвращателей заметно снижает риск ДТП в условиях плохой видимости, однако многие пешеходы игнорируют их, не до конца осознавая какой опасности подвергают тем самым себя и своих детей. А при этом, проблема решается достаточно просто.
"В осенне-зимний период, когда световой день сокращается, возрастает количество ДТП с пешеходами. При этом пик аварий приходится на временной промежуток с 18:00 до 22:00. Однако, по данным исследования ВЦИОМ, более 70% всех пешеходов не предпринимают никаких дополнительных мер, чтобы стать заметными на дорогах, 60% просто не считают это необходимым, 16% думают, что это как-то испортит их внешний вид, а 9% просто не знают, где приобретать световозвращающие элементы", - рассказал Вадим Мельников, директор экспертного центра "Движение без опасности".
Сегодня есть несколько различных видов и вариантов световозвращающих элементов. Это съемные и несъемные. К числу первых относят навесные брелоки, стикеры, браслеты, значки, накладки на жилеты и спицы колес велосипедов. Они небольшие по размеру, легко перемещаются с одной одежды на другую, а также с предмета на предмет, но при этом все равно заметны на дороге и сигнализируют водителю о том, что перед ним пешеход. Из минусов такой группы можно назвать тот факт, что такие накладки бывают мелковаты, и водитель поздно успевает разглядеть пешехода. Поэтому таких накладок требуется много, чтобы стать на дороге заметнее.
Несъемные элементы обычно являются частью одежды и пришиваются к ней в фабричных условиях. Из преимуществ такого варианта светоотражателей можно назвать их высокую заметность в темное время суток, т.к. обычно это несколько достаточно крупных и широких полос на куртке. Из минусов - не на каждой одежде может быть использован такой вариант. Например, женская шуба для таких световозвращателей не приспособлена. Световозвращающие нашивки способны увеличить видимость пешехода втрое - в этом случае его будет видно за 150 метров, что позволит водителю даже на скорости 90 км/ч быстро среагировать.
Сегодня дело сдвинулось и в законодательстве даже появилась соответствующая статья, позволяющая штрафовать пешеходов, если они выходят на дорогу вне населенного пункта без световозвращающих элементов. Нарушение такого правила грозит предупреждением или административным штрафом в размере 500 рублей.
Общее дело
К сожалению, не все понимают, что одна наклейка или брелок, а лучше вшитая в верхнюю одежду полоска, может спасти их жизнь. Однако сегодня общественность стала гораздо больше внимания уделять распространению простых, но, тем не менее, очень важных привычек участников дорожного движения. Так, в рамках конгресса на площадке выставочного комплекса "Ленэкспо" состоялся выставочный форум, в рамках которого были представлены более 30 российских и международных соцпроектов, программ и кампаний из области транспортных инноваций, технологий обеспечения дорожной безопасности, а главное - продемонстрированы уже успешно реализованные практики в области популяризации правил дорожного движения.
"В последние годы граждане очень активно участвуют в обсуждении нормативно-правовых актов - так, значительное количество отзывов поступило на проект Федерального закона, которым предусматривается ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения. Большой объем предложений был проанализирован, и в ходе общественного обсуждения было введено в законодательство понятие "опасное вождение". Мнение граждан, а иногда их жесткая позиция помогает не только дисциплинировать водителей и пешеходов, но и в отдельных случаях пресекать факты вседозволенности и абсолютной безответственности на дороге" - отметил на пленарном заседании конгресса министр внутренних дел Владимир Колокольцев.
Так, к примеру, был особенно отмечен федеральный проект "Навстречу безопасности", реализованная текущей осенью в рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" при поддержке Госавтоинспекции МВД России и экспертного центра "Движение без опасности". Центральным элементом кампании стал автомобиль безопасности, укомплектованный современным оборудованием и набором полезных устройств. Для работы с самыми юными участниками дорожного движения мобильный центр безопасности с профессиональной командой экспертов приезжают в детские сады и школы, где малышам рассказывают о правилах перехода проезжей части и пользе световозвращателей, учат безопасно управлять велосипедом и пользоваться средствами защиты - шлемом, налокотниками и наколенниками. На выставке малыши из школ и детских садов сами приезжали увидеть необычный автомобиль и пройти без сомнения полезный курс. Для родителей был представлен тренажер, на котором специалисты объясняли, как правильно выбрать и установить детское автокресло.
"Главные участники Конгресса - неравнодушные, активные граждане. Именно поэтому при подготовке мероприятий, в том числе и выставочного форума, особое внимание было уделено именно гражданским инициативам, тем проектам и практикам, которые сегодня активно применяются в регионах и которые реализуют обычные люди. Мы заинтересованы в расширении этого сотрудничества, - привлечение общественности к проблематике дорожной безопасности поможет достичь главного результата - безопасность, качество и самое главное - комфортабельные дороги", - отметил в ходе мероприятия руководитель российской Госавтоинспекции Виктор Нилов.
Российская Госавтоинспекция совместно с институтами гражданского общества ведет непрерывную работу с целью повышения безопасности дорожного движения и культуры взаимоотношений между его участниками. Для определения проблем в данной сфере регулярно проводятся социологические опросы и исследования. Экспертным сообществом в свою очередь прорабатываются программы подхода к каждой социальной группе и определяются основные направления работы с ними в области дорожной безопасности. Только так, объединив усилия, можно будет добиться заметных результатов в сокращении аварийности и сохранении большего числа человеческих жизней на дорогах страны.
Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах".