30.10.2016 20:43
Экономика

Виктор Ивантер: Нельзя сокращать расходы на инвестирование

Текст:  Виктор Ивантер (академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования)
Российская газета - Федеральный выпуск: №246 (7114)
Чтобы избавиться от дефицита федерального бюджета, есть два пути: уменьшить расходы и увеличить доходы. Разумеется, первое дается легко, а второе требует определенных усилий.
Читать на сайте RG.RU

Это точно та же дилемма, что встает перед любой семьей, у которой не хватает денег. Чтобы увеличить доходы, семья может больше работать, а государство и общество - больше инвестировать. Поэтому сокращение неэффективных расходов - это нормально, а вот сокращение расходов на инвестиции, а именно оно предусмотрено проектом бюджета на три предстоящих года, автоматически приводит к снижению доходов в будущем. Ощущение, что таким образом мы защищаем социальные расходы, расходы на оборону и так далее, обманчиво. Мы сокращаем доходную базу и подрываем возможность государства исполнять свои обязательства.

Единороссы поддержали консервативный подход при формировании бюджета

Дефицит бюджета является основной проблемой, которую хочет решить министерство финансов. Оно планирует истратить на его финансирование в 2017-2019 годах 3,1 триллиона рублей, или около 50 миллиардов долларов. И основное наше достижение будет состоять в том, что в 2020 году резервы не потребуются, наоборот, они снова будут пополняться за счет действия нового бюджетного правила. Нас пугают: в 2017 году закончится Резервный фонд, тратить будем уже Фонд национального благосостояния. И что? Это лишь часть наших золотовалютных резервов - сейчас их объем составляет почти 400 миллиардов долларов.

Весь годовой критический импорт в России - это, по нашей оценке, 100-120 миллиардов долларов, то есть мы с два с половиной года можем ни копейки не получать за наши нефть, газ, лес и продовольствие, и все равно сможем обеспечить привычный уровень потребления и работоспособность промышленности. Колоссальные ресурсы, и они не задействованы на развитие экономики.

А для чего они нужны, если их нельзя использовать в такой период, когда мы проходим пик проблем? В семье неприкосновенными резервами считаются "гробовые", деньги, отложенные на похороны. Но нам же не надо откладывать деньги на похороны страны, правда?

Сокращение расходов бюджета на инвестиции всегда приводит к снижению госдоходов в будущем

Надо отказываться от чисто бухгалтерского подхода к бюджету. Это ведь не только роспись доходов и расходов, это прежде всего набор мер по развитию экономики. Если, конечно, мы действительно хотим сократить зависимость от нефтегазового сектора, о чем так давно говорим. А экономия во что бы то ни стало - это путь в никуда.

Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект трехлетнего бюджета

Федеральный бюджет служит только верхней частью айсберга финансового баланса, его характер всегда является сигналом для экономики. Если это бюджет развития, и у регионов, и у бизнеса, и у общества в целом появляется оптимизм.

Подчеркну, резервы надо использовать не на текущие расходы, а направлять через кредитную систему в экономику. Государственные инвестиции должны стимулировать частные, а для этого государственно-частное партнерство должно из риторики перейти в дело. Напомню, что инвестиции сейчас лишь на 8 процентов финансируются банками, а остальное - это собственные средства предприятий, бюджетов и прочее. То есть банковская система фактически не справляется со своей прямую функцию кредитования экономики. За девять последних месяцев вложения банков в реальный сектор сократились почти на 7 процентов.

Объем резервов РФ таков, что мы можем спокойно 2,5 года ни цента не получать за наши нефть, газ и лес

Еще один источник доходов - это приватизация государственной собственности. До конца не ясно, в каких масштабах она будет происходить в ближайшие три года и, несомненно, снова будут идти дискуссии, что и как продавать. Тут надо четко понимать, что это вопрос не идеологический, а экономический, и это никак не способ свести концы с концами здесь и сейчас.

Силуанов: Пересмотр бюджета возможен при ухудшении условий

А когда мы распродаем свое имущество только для того, чтобы жить на доходы от этой распродажи, то это, конечно, полное безобразие. Приватизация вещь необходимая, когда она приводит к росту эффективности использования этого имущества. То есть мы уверены, что эта компания в частных руках будет приносить больше пользы экономике, больше доходов в бюджет, а значит, и мы с вами будем жить лучше. А если компания хорошо работает, приносит устойчивый доход, зачем от нее избавляться? Второе - если есть решение о приватизации, ее непременно должна предварять подготовка актива, которая увеличивает его цену. При правильно организованной приватизации мы можем получать от нее не миллиарды, а триллионы рублей.

Федеральный бюджет Минфин РАН