Будущего президента молдаване выбирали из девяти кандидатов. Два кандидата продвигают проевропейский курс развития страны: экс-премьер и председатель Европейской народной партии Молдовы Юрий Лянкэ и глава партии "Действие и солидарность" Майя Санду. Лидер оппозиционной Партии социалистов Игорь Додон и кандидат от "Нашей партии" Дмитрий Чубашенко выступают за евразийскую интеграцию Молдовы. Два претендента на высшую государственную должность поддерживают курс на объединение с Румынией - это глава Либеральной партии Михай Гимпу и лидер партии "Правые" Анна Гуцу. Также в избирательном бюллетене представлены три независимых кандидата - Сильвия Раду, Майя Лагута, Валерий Гилецкий. Уже на этапе предвыборной кампании было ясно, что в конечном итоге решение сводится к будущему курсу страны - сближение с Западом или Востоком. Первый вектор изначально представлял кандидат партии "Платформа "Достоинство и правда" Андрей Нэстасе, который в последний момент уступил свое место Майе Санду. К слову, этот кандидат откровенно пользуется поддержкой США (она окончила Школу управления в Гарварде, а затем некоторое время работала советником исполнительного директора Всемирного банка).
Впрочем, опросы общественного мнения, проведенные до выборов, свидетельствуют о том, что популярность евроинтеграции в Молдавии резко снизилась. Если в 2010 году порядка 70 процентов молдаван поддерживали сближение с ЕС, то сегодня таких осталось 37 процентов. Поэтому за неделю до выборов, по данным Института публичной политики Молдавии, за Додона были готовы проголосовать 41 процент избирателей, а за Санду - 14. Но у нее есть шанс укрепить позицию за счет сторонников Андрея Нэстасе и главы Демпартии Мариан Лупу, отказавшихся от участия выборов в пользу Санду. От волеизъявления молдаван зависит не только вектор развития страны, но в первую очередь внутренняя стабильность республики. Дело в том, что действовавшая до 2016 года система, при которой парламент, а не народ выбирает главу государства, оказалась совершенно не подходящей для республики.
В начале 2000-х Молдавия столкнулась с тяжелейшими экономическими проблемами. Затяжной период нестабильности только усугублялся чередой парламентских выборов и перевыборов из-за того, что политические силы не могли договориться по кандидатуре лидера страны. Реальные проблемы молдаван при этом уходили на второй план. Зато процветала коррупция, пиком которой стал громкий скандал, разразившийся осенью 2015 года. Тогда выяснилось, что члены проевропейского правительства республики были причастны к хищениям на общую сумму в миллиард долларов США из банковской системы страны. В результате несколько месяцев подряд в Молдавии не стихали протесты и демонстрации с требованием наказать виновных политиков.