Проверить положения Закона "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" попросила жительница Барнаула Галина Пенкина. Администрация Железнодорожного района выдала ей разрешение на строительство жилого дома, но отказала в постановке на учет в качестве испытывающей потребность в древесине для собственных нужд, что позволяет получить стройматериалы на льготных условиях. Основание - Галина Пенкина никогда не стояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Суды общей юрисдикции позицию местных властей поддержали.
Нарушение своих прав женщина усмотрела в том, что законодательство Алтайского края ставит жителей в неравное положение с гражданами, для которых подобное регулирование на уровне региона отсутствует. Изучив обстоятельства дела, КС отметил, что Конституция провозглашает РФ социальным правовым государством, в котором право человека на жилище является гарантированным. Государство при этом берет на себя заботу об обеспечении условий для реализации данного права.
- Вместе с тем, поскольку в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают реализацию своих жилищных прав в основном самостоятельно, государство должно способствовать им в строительстве жилья своими силами, - посчитали судьи КС. - В том числе предоставляя возможность заготовки древесины для строительства.
Однако в Алтайском крае нуждающимися в такой помощи признают только тех, кто перечислен в законе: стоящих на учете в качестве нуждающихся либо снятых с учета, но не реализовавших свое право на улучшение жилищных условий. Учитывают граждан, испытывающих потребность в древесине, на основании письменных заявлений, но одним из оснований для отказа гражданину в заключении договора купли-продажи древесины является его отсутствие в списках нуждающихся, представленных органами местного самоуправления.
Местные нормативные акты ставят на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий только граждан, которых органы МСУ признали малоимущими. Тем самым законодатель Алтайского края, признав преимущество в удовлетворении потребностей в древесине за гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, фактически закрепил возможность заготовки древесины исключительно за этой категорией граждан.
Дело Галины Пенкиной должно быть пересмотрено.