Не стало легендарного актера Владимира Зельдина. Он скончался в Москве на 102-м году жизни. Воспоминаниями о Народном артисте СССР с "РГ" поделились кинорежиссер Юлий Гусман и Член Совета Федерации Наталья Дементьева.
Юлий Гусман, кинорежиссер:
- Актерская жизнь, которую прожил Владимир Михайлович Зельдин, начавшаяся в войну фильмом "Свинарка и пастух" и закончившаяся спектаклем "Танцы с учителем", месяц назад сыгранным на сцене Театра армии, дает полное право называть его человеком-легендой. Без эмоций, просто по факту.
На его 88 году мы встретились на фестивале в Анапе, решили вместе поработать и подняли большой спектакль "Человек из Ламанчи". Мало кто верил в эту затею - все ж 88 лет не принято считать возрастом творческих свершений - но Зельдин не только блистательно сыграл Сервантеса и Дон-Кихота, а сыграл их более 200 раз! И не было на "Человеке из Ламанчи" свободных мест никогда! К его 95-летию я поставил спектакль "Танцы с учителем", и он тоже шел до последнего с аншлагами. В свой 100-летний юбилей он принял участие в постановке о своем 100-летии и тоже много часов провел на сцене. Зельдин к тому времени уже неважно видел и слышал, но у него был ясный ум, память и все тот же юный, как и 60 лет назад, талант. Он был на сцене - молод, и это не слова, не фигура речи! Молод, задорен, активен. О Зельдине трудно в принципе говорить в прошедшем времени - "был", играл"… Но, увы, сейчас - придется.
Наталья Дементьева, член Совета Федерации:
- Я, прежде всего, вспоминаю Владимира Михайловича человеком классического воспитания, благородных манер. И в жизни абсолютно таким, как и на сцене, естественным в своей обходительности. Как он однажды очаровал молоденьких и потому не знавших его в лицо девочек-стюардов, которые обслуживали нас в путешествии из Петербурга в Москву на "Сапсане", принявших его за профессора! А выйдя первым из поезда - повернулся, и всем нам подал руку, на что сегодня способен, увы, редкий мужчина.
Но со всем этим в Зельдине соседствовали абсолютная теплота и приветливость в общении. Однажды вечером мы собрались в доме эстрадного режиссера Ирины Осинцовой и ждали после спектакля Владимира Михайловича. Он сильно задерживался, но, наконец, в двенадцатом уже часу появился. Как выяснилось, всем желающим он подписывал после спектакля программки.
Первым же вопросом приветливо поздоровавшегося со всеми Зельдина был вопрос: "Как сыграл ЦСКА?" А вокруг-то - дамы, его ровесницы! Мы оперативно узнали, что армейцы победили. "Ой, как хорошо! - отреагировал на новость Владимир Михайлович. - А теперь давайте за стол!"
Сел, пододвинул к себе картошку с капустой, стакан яблочного сока и сказал: "После работы хорошо поужинать".
Актер Владимир Зельдин