Сегодняшний ОПК - прежде всего уникальные научно-технические разработки, технологии, которые потом переходят "на гражданку". Директора тульских оборонных предприятий утверждают, что пик кризиса, который переживала отрасль, пройден. Хотя еще не все гладко. Так, по-прежнему не хватает денег на НИОКР - государство выделяет средства на эти цели, но их недостаточно, чтобы двигаться вперед. По словам ведущих специалистов, остановка в научных изысканиях невозможна - это чревато отставанием, следствие которого - потеря рынков. Между тем в пресловутые 1990-е годы тульские оборонные предприятия выжили во многом за счет экспорта своей продукции. Сегодня ситуация, благодаря государственной программе перевооружения армии и поддержки ОПК, существенно изменилась - в настоящее время большую часть в структуре доходов тульских оборонных предприятий занимает гособоронзаказ. К тому же появилась федеральная целевая программа по технологическому перевооружению предприятий отрасли.
К примеру, в Центральном конструкторском бюро аппаратостроения (ЦКБА) в 80-е годы прошлого века работало 2,5 тысячи человек, а к 1999 оставалось всего 340. Сегодня, по словам генерального директора ЦКБА Виктора Сигитова, люди возвращаются, приходит молодежь. Сейчас здесь 1,6 тысячи высококлассных специалистов. Только на современных станках с ПУ работают пятьсот человек с высшим и среднетехническим образованием. Плюс два КБ, конструкторы которых не только разрабатывают изделия, но и сопровождают производство и эксплуатацию. Средняя зарплата - 47 тысяч рублей.
- Новая продукция позволяет решать задачи сегодняшнего дня, - считает Сигитов. - Здесь используется все самое современное в мире, включая технологии и материалы.
В ЦКБА два направления - учебно-тренировочные средства и локация. Достаточно сказать, что на полигоне в Мулине, где для имитации боя используется около ста разного рода тренажеров, почти 80 - изделия тульского предприятия. А новейший локатор для знаменитого комплекса "Панцирь" (проходит госиспытания) способен за сто километров "увидеть" не только облака, но и птиц. К тому же эта электроника помогает метеорологам предсказывать погоду.
Впрочем, в самых передовых изделиях еще пока достаточно высока степень импортных комплектующих:
- Не стоит считать, что мы скоро построим у себя всю элементную базу. Конечно, есть импорт, - комментируют ситуацию специалисты, напоминая при этом, что серьезные бюджетные вливания в отрасль начались совсем недавно.
- Потенциал не растворился, люди вернулись, - подчеркивает Виктор Сигитов. - Кроме того, мы со второго-третьего курсов брали специалистов на работу. Сплав зрелости и молодости дает свои результаты.
О сохранении людского потенциала говорит и генеральный директор "прародителя" отрасли - Тульского оружейного завода Илья Курилов. Еще три года назад ТОЗ стоял на грани банкротства. Региональные власти всерьез рассматривали возможность убрать предприятие из исторической части города, оставив лишь несколько старейших корпусов для туристов. От этой идеи не отказались и по сей день, но ее реализация уже не представляется столь однозначной. Если в 2014 году убытки завода приближались к двум миллиардам рублей, то чистая прибыль прошлого года превысила миллиард, а по прогнозам этого года, - приблизится к полутора миллиардам. Если же говорить о выручке, то сейчас она перешагнула барьер в десять миллиардов: по словам гендиректора, за пять лет выручка предприятия выросла в одиннадцать раз.
- Что стало решающим фактором? Мобилизация кадров, которые удалось сохранить на заводе, - считает Курилов. - Опора на их профессионализм. Команду практически не меняли. Не сорвали ни разу оборонзаказа и экспортных заказов. Отсюда деньги. Мало получить заказ, надо произвести продукцию в нужном качестве. На заводе остались люди, они поверили в возрождение предприятия и сделали для этого все возможное.
Новая эра ТОЗа связана с получением заказов на изготовление разработок тульского "КБ приборостроения". Сегодня здесь в основном противотанковая тематика - системы "Конкурс" и "Корнет". По последнему только в сентябре закончили постановку производства. По словам Ильи Курилова, сейчас завод получает документацию от КБП на следующее изделие, таким образом расширяя линейку продукции.
В настоящее время здесь активно ведут модернизацию основных средств. Закуплено более ста станков с программным управлением. Поскольку государству принадлежит примерно всего пятая часть акций ТОЗа, предприятие не является объектом ФЦП по перевооружению производства. Все обновление технологической базы ведется за свой счет - это прибыль от продажи продукции плюс небольшой инвестиционный кредит.
Знаменитые тульские охотничьи ружья здесь тоже выпускают, но по минимуму:
- Это связано с тем, что с 1990-х годов не обновлялись основные фонды, отсюда - дорогие технологии. Но мы не можем потерять имидж завода - производителя охотничьих ружей, находим возможность поддерживать эту номенклатуру, - поясняет гендиректор.
Однако главная проблема ТОЗа - коммуникации. Предприятие находится в самом центре Тулы, фактически на острове, к тому же отапливает близлежащие микрорайоны, а его энергосистема "вплетена" в городское хозяйство. "Коммунальные связи" города и завода традиционно настолько тесны, что порой трудно отделить заводскую зону ответственности от муниципальной. В результате заводские проблемы аукались горожанам холодными батареями. Теперь же создали дочернее предприятие, обновили подстанции.
В Тульской области 29 предприятий ОПК: одни ведут свою историю от того самого петровского казенного завода, другие создавались в послевоенные годы. Но есть среди них одно, стоящее особняком - "Щегловский вал". Предприятию всего 15 лет, фактически это завод XXI века. Он был создан в трудный для "оборонки" период по инициативе тогдашнего генерального конструктора "КБ приборостроения" Аркадия Шипунова специально для производства зенитных ракетных комплексов "Панцирь" - сегодня это признанный мировой лидер системы ПВО. Как тогда же объяснял сам Шипунов, "дочка" разработчику этого комплекса - КБП была нужна, чтобы не отдавать его производство смежникам. Это было время, когда предприятия ОПК жили в основном за счет экспорта. Тот же "Панцирь" в большей части разрабатывался на деньги иностранного заказчика, а на вооружение Российской армии он был принят лишь в 2012 году. Сегодня, по словам генерального директора НПО "Высокоточные комплексы" Александра Денисова, это самая современная площадка по производству и сборке высокоточного оружия. За прошлый год предприятие заработало 140 миллиардов рублей. Планы по его развитию "очень серьезны", а в случае сокращения гособоронзаказа здесь будут наращивать объемы за счет роста экспортной составляющей.