Ростовчане прекрасно помнят, чем аукнулся в прошлом году затянувшийся плановый ремонт. Некоторые улицы вплоть до конца декабря были перекрыты и закидывались асфальтом поверх выпавшего снега. Новогодние елки ростовчане везли домой, лавируя между ямами и колдобинами. В социальных сетях зимний дорожный ремонт вызвал бурю негодования. Городские власти объяснили, что причина якобы в том, что федеральные деньги пришли поздно, и в 2016 году такого точно не повторится.
Повторилось. Причем дорожники трудятся в будние дни и в дневное время, создавая колоссальные пробки. Почему же чиновники не выполнили обещание?
Заместитель главы администрации города по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев считает, что основная причина опять в том, что деньги пришли поздно.
- Почему ремонт не проводится летом, когда тепло и горожане разъехались в отпуск? Потому что работа сдерживалась поступлением финансовых средств. Деньги идут с задержкой. В этом году пришли только три-четыре недели назад, - пояснил чиновник.
Глава департамента автомобильных дорог Иван Кумбатов подтверждает слова своего начальника: якобы первые федеральные транши начали поступать лишь в конце сентября.
Правда, "Российская газета" озаботилась дорожной проблемой чуть раньше чиновников. Корреспондент "РГ" еще в первой декаде июля ходил к предыдущему главе департамента дорог Араму Егиазаряну. Диктофон записал слова господина Егиазаряна, который пообещал, что дорожного коллапса в этом году не будет. Мол, федеральные деньги уже пришли, и "в ближайшие дни начнется плановый ремонт". Такого, чтобы укладывали асфальт в мороз, больше не будет, подчеркнул Егиазарян. Через три дня после нашего разговора его уволили. А деньги стали осваивать лишь спустя четыре месяца.
На вопрос, почему же его предшественник сообщал о переводе федеральных денег еще в начале июля, Кумбатов ответил: "Деньги в начале июля действительно пришли, но теоретически. Сложная система софинансирования. Контракт с подрядчиком подписывается только тогда, когда все три бюджета стыкуются". То есть надо дождаться, когда деньги на дорожный ремонт поступят из бюджетов всех уровней - федерального, областного и муниципального.
Компании, которые выигрывают конкурсы и успешно осваивают бюджетные средства (а в этом году на ростовские дороги выделили ни много ни мало 6,3 миллиарда рублей), особой вины ростовских чиновников в том, что они затягивают сроки, не видят.
Вот дословный ответ генерального директора ООО "ДРСУ-ДОН" Олега Кулика: "Вы, наверное, неправильно поняли Егиазаряна, либо, скорее всего, он неправильно сказал вам. Потому что говорить о том, что поступили средства, - это вообще штука эфемерная. Поступают они не тогда, когда кто-то из нас их ждет. До заключения контракта, чтобы выставить на аукцион работы, надо собрать множество документов. На это уходит не меньше трех месяцев. Все это плохо функционирует. Да, у нас есть большие проблемы... Но невозможно в одночасье все сделать. Деньги поступают нерегулярно. То мы не работаем, а затем в одночасье надо начать все строить. Где-то взяли рабочих, технику, которая где-то валялась... То есть для этого нужна плановость. Сейчас она только начала зарождаться".
В общем нам так и не удалось выяснить, когда же бюджетные средства поступили в регион. Неужели и вправду федеральные деньги пришли вовремя, а состыковку бюджетов профукали именно чиновники на местах? Мы отправили официальный запрос в администрацию Ростова с просьбой представить документы, в которых прописаны сроки поступления федеральных, областных и муниципальных средств, но ответа спустя две недели так и не получили. Помощники господина Лебедева сообщили, что запрос ему был сразу передан. Но до сих пор никто не ответил.
Отметим лишь, что распоряжение о распределении 12,1 миллиарда рублей 19 субъектам РФ, включая Ростовскую область, подписано премьером Дмитрием Медведевым в июле 2016 года. Соответствующий документ размещен на сайте правительства.
Отмалчиваться - весьма странная тактика. Это дорого обходится городским чиновникам. Не понимая, как осваиваются народные деньги, люди додумывают сами.
"Летом сотрудники администрации тоже отдыхать хотят, их ждут Франция и Италия. А ближе к зиме можно и поработать. Народ-то терпит", - пишет на городском форуме интернет-пользовательница.
Мы попытались узнать, неужели никак нельзя придумать финансовую схему, чтобы деньги на ремонт дорог брали заранее в банке под гарантии государства. Ведь федеральный транш, даже если он придет поздно, но придет. Или пусть строителей перестрахует Гарантийный фонд Ростовской области, который и существует для решения подобных проблем. Неужели в мире не придумали механизмов, как справиться с этой не очень-то сложной организационной задачей?
- Нет, не получится, - уверен Олег Кулик. - В Волгодонске, например, действительно применялись схемы, когда город привлекал кредиты, но они потом очень долго рассчитывались с подрядчиками. Говорю вам открытым текстом: лучше пусть они вообще ничего не делают.
То есть законодательство все-таки предусмотривает возможность начать работы еще до прихода денег. Просто подрядчики и коммерсанты, видимо, не хотят рисковать. А горожане... Ну что же, подождут. Чай, не первый год такое.
На октябрьской пресс-конференции журналисты спросили у Лебедева, стоит ли ждать положительных изменений хотя бы в следующем году.
- Бюджеты всех уровней социально направленные, исходя из возможностей бюджета дальше осуществляется выделение средств на дорожное хозяйство, - попытался аккуратно ответить чиновник.