- Наша цель - для реализации сложных проектов научить министерство работать в проектном режиме, - поясняет министр экономического развития Челябинской области Сергей Смольников.
Сегодня в министерстве более ста сотрудников, которые выполняют свыше 500 функций, ведут сотни проектов. При этом за последние два года объем входящей корреспонденции увеличился в 1,8 раза - до 20 тысяч документов в год. Стремясь в первую очередь выполнить текущую работу, специалисты не успевают решать аналитические задачи. Потому и решили эти функции развести. Отныне непосредственно за министерством останутся стратегическое управление, аналитическая работа и определение единой политики ведомства, а вся текущая деятельность ляжет на плечи подведомственных организаций.
По мнению инициаторов проекта, в таких структурах, как правило, отсутствует четкая иерархия "начальник-подчиненный" и сотрудники находятся в постоянном диалоге друг с другом, поэтому повседневные вопросы они решают более эффективно и без бюрократической волокиты. По такой схеме в экономическом блоке области уже работает несколько структур. Им передадут решение таких задач, как развитие промышленности, внедрение кластерного подхода, привлечение внешних инвестиций, улучшение инвестклимата, а также развитие малого и среднего бизнеса.
Структурная "перезагрузка" призвана уменьшить число уровней управления. Не исключено, что в процессе реформирования возникнут новые требования к кадровому составу.
Помогут ли чиновничьи пертурбации действительно активизировать работу с бизнесом, повысить привлекательность региона для инвесторов? В этом есть сомнения. Хотя многие наблюдатели все же считают плюсом внедрение в чиновной среде современных методов управления.
По словам руководителя регионального центра субконтрактации Станислава Твердохлеба, проектный подход изначально внедрялся в бизнес-структурах и только потом был взят на заметку органами власти. Сегодня чиновники лихо оперируют терминами вроде KPI, хотя их деятельность и ограничивается рамками должностных инструкций, согласно которым одни обречены тянуть лямку текущей работы, а удел других - деловые встречи, доклады и церемонии награждения.
- Зачастую само предприятие вынуждено педалировать в органах власти реализацию перспективного инвестпроекта, потому что для работников министерства это не приоритетная задача, у них есть более актуальные: текущая отчетность, проведение мониторингов, составление аналитических записок и т.п. Проектный метод позволит сформировать команду и установить ответственных за реализацию конкретных инвестпроектов, продвижение которых станет проще и прозрачнее, - считает Станислав Твердохлеб.
Но нужна ли для достижения таких результатов масштабная реорганизация - большой вопрос. По мнению эксперта, в рамках существующей структуры можно было бы перераспределить полномочия среди сотрудников, обойдясь без глобальных реформ.
Виктор Бархатов, директор института экономики отраслей, бизнеса и администрирования ЧелГУ:
- Проектное управление - это жизненная необходимость, нужно видеть реальные проекты, чтобы обеспечивать их финансирование. Это особенно важно в условиях ограниченности ресурсов. Однако принципы проектного управления должны внедряться комплексно. По-моему, формировать отдельный бэк-офис для выполнения текущей работы нет необходимости, так как проекты должны "вариться" в едином интеллектуальном котле, а если одни занимаются аналитикой и стратегией, а другие отдельно от них отчетами и мониторингом, то возникает вопрос: все знают, чем управляют? Текущая работа без видения перспектив невозможна, поэтому дробить структуру ведомства ни в коем случае нельзя.