Как известно, Леонардо, который жил тогда во Флоренции, принялся за эту работу в 1481 году - по заказу монахов-августинцев из монастыря Сан Донато в Скопето.
- Взяв с монахов серьезный аванс, 29-летний Да Винчи за семь месяцев сделал подготовительный рисунок, на котором видны следы всех его поисков и сомнений, - рассказал "РГ" Константин Дверин. - Но эскизом все и закончилось: художник уехал в Милан, где поступил на службу к герцогу Сфорца. Не дождавшись исполнения заказа, монахи его передали другому мастеру - Филиппино Липпи, который написал свою прекрасную версию. На Леонардо же у монахов осталась обида и, поддавшись этому чувству, они без сожаления бросили доску с гениальным рисунком в подвал, где она пролежала в полном забвении 140 лет, пока ее не выкупил у монастыря кто-то из наследников Медичи. Подчистил и повесил у себя во дворце. А еще через сотню лет дворец стал галереей Уффици. Здесь в 2013 году я и увидел гениальное произведение, которое помнил с раннего детства (именно тогда мне впервые на глаза попалась репродукция) как одно из самых ярких впечатлений.
С тех пор каждый раз, бывая в Италии, Дверин спешил во Флоренцию. Не покидала мысль: неужели же за 500 с лишним лет никто не пытался закончить гениальный замысел Леонардо? Ведь в науке почти все его идеи и догадки нашли свое подтверждение и живое воплощение.
- Я перерыл весь интернет и получил однозначный ответ: никто и никогда, хотя это удивительно, ведь было большое количество художников, равновеликих Леонардо, огромное количество последователей, множество копий "Джоконды", картонов и рисунков мастера, а вот одна из самых загадочных его работ осталась вне процесса, - продолжает Дверин. - И я стал думать, что мешает мне попробовать сделать это. Первое - конечно, масштаб имени. И очевидная нелепость попытки разговаривать с Гением на его поле. Но нашлись и аргументы "за". В их числе - наработанное с годами ремесло. У меня нет профессионального художественного образования, только художественная школа. Я учился у музеев, мастеров и самой жизни. И из тринадцати сохранившихся работ Леонардо мне посчастливилось видеть шесть. Я их видел и помню их запах. И мне показалось, что мое ремесло позволит мне подступиться к Гению. Не дописать за него картину, нет - недопустимо и бессовестно даже думать об этом. Но развить его замысел, попробовать создать фантазию на тему. И все четыре месяца, работая над "Посвящением", я летал от радости! Теперь хочу ею поделиться. А удался ли эксперимент - судить не мне.
Новокузнечанин, стараясь не нарушить композиционный замысел великого итальянца, внес изменения в сюжет, найдя любопытные решения. Отражение Вифлеемской звезды в роднике перед Девой Марией, фигуры Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли и самого Да Винчи на переднем плане, персонажи еще одной незавершенной картины Леонардо - Святой Иероним со львом. На полотне Дверина представлены два времени суток: ночь, символизирующая дохристианскую эпоху, сменяется рассветом новой христианской эры. А еще, следуя традиции художников Возрождения, кузбасский художник изобразил лица некоторых своих друзей и знакомых.
Выставка одной картины продлится в Новокузнецке до 24 ноября, а в декабре "Посвящение Леонардо Да Винчи" отправится в Москву. Увидеть эту и другие итальянские работы сибирского мастера, которого еще называют Эндрю Уайетом из Новокузнецка, можно будет до конца января в Центральном доме художников.