Маленькая, но очень плотная программа нынешнего фестиваля включила в себя шесть спектаклей молодых и уже маститых режиссеров, экспериментирующих с формой и новыми способами коммуникации.
Каждый, кто бывал в Берлине, знает его динамичный и демократичный дух, в котором новые площадки быстро и легко встраиваются в огромную культурную инфраструктуру города. И если в прошлом году "Российская театральная весна" расцветала в таких знаменитых пространствах как театр "Шаубюне", то в этом году вместе с новыми именами и спектаклями из России берлинцы открывали для себя и новые театральные площадки. Так спектакли Виктора Рыжакова "Саша, вынеси мусор" по пьесе Натальи Ворожбит и Всеволода Лиссовского "Молчание на заданную тему" прошли в новом постиндустриальном пространстве "Кюльхаус Берлин".
В уже знаменитом "Театрфорум Кройцберг" были показаны спектакли "Переворот" Юрия Муравицкого, сделанный им с знаменитым курсом Брусникина по стихам Дмитрия Пригова, "24 Плюс" Михаила Угарова (Театр.doc) - документальная пьеса о переживании новым поколением собственной сексуальности и кризисах совместной жизни, и "Топливо" Pop-up Театра из Санкт-Петербурга в постановке Семена Александровского, основанный на интервью с IT-магнатом Давидом Яном. И, наконец, в театре "Унтерм Дах" "Открытая сцена" из Санкт-Петербурга показала "Суд над тунеядцем Бродским".
Интересным феноменом этого фестиваля является то, что он объединяет русскую и немецкую публику, профессионалов в области театра и политических журналистов - одним словом, всех, кто пытается сквозь телевизионные картинки или официозные форумы, по традиции демонстрирующие берлинцам Большой балет, увидеть живое лицо современного российского города.
Надо сказать, что в сегодняшней Европе это единственный постоянный фестиваль, посвященный российскому театру. Билеты на него разлетаются стремительно. Русская публика (вообще русскоговорящие составляют примерно 10 процентов берлинских жителей), конечно, превалирует, но около 30-40 процентов зала - всегда немцы.
Анна Саррэ и ее коллега Анна Леоненко ищут деньги в различных фондах, которые превосходно справляются с функциями министерства культуры, оценивая тысячи предложений с позиций времени и места, и выбирают единицы самых интересных. Русский фестиваль уже второй год подряд кажется им именно таким.
Анна Саррэ рассказала нам, как все начиналось:
- Этот проект вырос из работы над программой Дней Москвы в Берлине. Необходимость показать российский современный театр в Европе была огромна, мы чувствовали этот запрос, ничего такого до сих пор не делали. Первый фестиваль вызвал огромный интерес со стороны немецких профессионалов и публики. В Берлине русский театр имеет серьезный авторитет. Им живо интересуются. В этом году ситуация была такая же.
Зрители берлинского показа спектакля "Саша, вынеси мусор" смотрели на кадры демонтажа Берлинской стены 1990 года с особым чувством. Ведь порой кажется, что Стена, которая разрушилась на глазах предыдущего поколения, начинает возводиться вновь.
Нарушение культурных коммуникаций в период политического охлаждения чревато серьезным демонтажем человеческих связей. По мнению Анны Саррэ, при нормальном финансировании фестиваль современного российского театра имел бы огромный успех, в том числе и финансовый. Часть этого огромного интереса я видела своими глазами в эти ноябрьские дни в Берлине.