14.11.2016 20:10
Культура

В Эрмитаже прокомментировали ситуацию с выставкой Яна Фабра

Текст:  Олег Краснов
Масштабная выставка "Рыцарь отчаяния - воин красоты" открылась в Эрмитаже 22 октября. Почти десять лет потребовалось одному из самых востребованных в мире современных художников и театральных режиссеров Яну Фабру и Государственному Эрмитажу, чтобы открыть ретроспективу.
Читать на сайте RG.RU

Поймать бельгийского художника и правда не просто: то он делает новые серии работ для выставок по всему миру, то строит сложносочиненные инсталляции для определенных мест (как было не так давно в Королевском музее Брюсселя), то ставит спектакли для международных фестивалей (несколько привозили в Москву).

"После выставки в парижском Лувре в 2006 году, было решено пригласить Фабра, и мы стали искать точки соприкосновения. Но должно было пройти 10 лет, чтобы все состоялось. Хорошая выставка всегда готовится долго", - говорит куратор и завотделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков.

В Петербурге снесли этаж дома, где проходили балы из "Войны и мира"

Работы с памятной выставки в Лувре, исследующие связи человека и искусства, жизни и смерти, живописных традиций фламандской школы и современности, тоже вошли в эрмитажную экспозицию: и эмблематичные для художника произведения из жуков и чучел животных, и маски из птичьих перьев, и гиперреалистичные статуи.

Скульптуры, рисунки и инсталляции Фабра, ищущего вдохновения у старых мастеров, в частности, у своего земляка Питера Пауля Рубенса, разместились сразу в двух пространствах музея - в Зимнем дворце, среди классических шедевров разных веков, и в новом здании Главного штаба, где в 2014 году проходила международная биеннале современного искусства Manifesta.

В центре толерантности открылась выставка Герхарда Рихтера

В Эрмитаже Фабр предстает своего рода рыцарем культуры, который приходит в музей, как на алтарь, чтобы преклонить колено перед искусством. Об этом неоднократно говорил Дмитрий Озерков, об этом и видеоперформанс, который художник записал за несколько месяцев до открытия, когда приезжал в музей и разгуливал там в средневековых рыцарских доспехах по залам.

Однако, спустя три недели после открытия в интернете начался скандал. Совсем как в 2012 году на выставке братьев Джейка и Диноса Чепменов, когда некая группа православных активистов обвинила музей в экстремизме и написала под копирку, как тогда заявил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, сотню с лишним доносов в прокуратуру. "Это культурная деградация нашего общества. Это доносное использование общественного мнения. Ничего кощунственного здесь нет, а явное желание испортить настроение в городе есть", - отмечал тогда Пиотровский. Похожая ситуация и сейчас, пока без заявлений в прокуратуру, а лишь со сбором подписей в интернете за закрытие выставки и категорических "экспертных" заявлений в соцсетях. Неприятие и непонимание современного искусства теперь маскируется под защиту животных - авторов петиций возмутили инсталляции "Карнавал мертвых дворняг" и "Протест мертвых бездомных котов", в которых использованы чучела животных.

Комментарий

Дмитрий Озерков, искусствовед, куратор, заведующий отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, руководитель Проекта "Эрмитаж 20/21".

Вы ожидали подобной реакции общественности? Понимали провокационность выставки?

Дмитрий Озерков: Разумеется, мы прекрасно понимаем, что делаем. Мы писали и говорили о том, что выставка "Ян Фабр. Рыцарь отчаяния / Воин Красоты" - сложная и требующая многостороннего понимания. Привлечение внимания к проблеме защиты животных - одна из ее целей. Здесь уместно вспомнить, что в России нет законодательства, регламентирующего права животных, не подписана Европейская конвенция о защите прав животных, не запрещена продажа кошачьего и собачьего меха, продолжается браконьерство и ловля капканами, запрещенные в большинстве стран. Реакция общественности показывает, что мы сделали отличную выставку, которая ударила общество в больное место. Эрмитаж многие годы ведет программу помощи животным в лице эрмитажных котов, ставших одним из самых узнаваемых символов музея. Поэтому огульные обвинения музея в живодерстве циничны, а призывы к насилию над сотрудниками музея будут переданы в правоохранительные органы.

Считаете ли вы, что акция в Сети #позорэрмитажу - это чья-то умышленная провокация?

Дмитрий Озерков: Акция в Сети - это лживый донос на современное искусство, на музей, на свободное общество. Нас обвиняют в том, что мы демонстрируем распятых животных, приводя подложные фотографии. Нас попрекают растлением детей (часть материалов выставки маркирована знаком "16+"). Поэтому тот факт, что это умышленная провокация, лично для меня очевиден. Все законодательно необходимые предупреждения и пояснения размещены в залах заранее.

Музеи и памятники