Но этот случай как раз из тех, о которых говорят "лучше поздно, чем никогда", тем более что за историю взялся не кто-нибудь, а сам Мел Гибсон. Окруженный постоянными скандалами и беспрерывно атакуемый злопыхателями из-за своих ультраконсервативных позиций, он не просто снял блестящий байопик, но в очередной раз доказал, что, как бы там ни было, равных ему в умении снимать одновременно зрелищное и глубокое кино в Голливуде - считанные единицы.
В фильме "По соображениям совести" (Hacksaw Ridge) Гибсон последовательно раскрывает персонажа, начиная с хулиганистого детства, ожесточившего было мальчишку, и более поздних конфликтов с впавшим в депрессию и алкоголизм отцом-ветераном Первой мировой. Чуть позднее пара флэшбэков лаконично демонстрирует, как молодой Досс тонко прочувствовал незримую черту, за которой лежало постепенное превращение в агрессивное чудовище. Избранный им в качестве ответной меры путь категорического отказа от любой формы насилия, укрепленный аскетическими нравами адвентистской церкви, очень скоро потребовал невероятной стойкости.
Не желая оставаться в стороне от борьбы с внешним злом, непоколебимый пацифист записывается в армию, надеясь помочь соотечественникам в роли санитара, но уже в учебке попадает под трибунал за отказ выполнить приказ и взять в руки винтовку. Однако и с трудом в итоге защищенное право участвовать в войне, не воюя, не избавляет от необходимости проявлять силу духа.
Смышленому, но простодушному Доссу в исполнении обаятельного Эндрю Гарфилда социализироваться в армии порой тяжелее, чем даже Форресту Гампу: он ежеминутно терпит насмешки, издевательства и крепкие тумаки от товарищей, искренне не понимающих, что он тут делает. Не говоря уже о вышестоящих чинах, и так по призванию не отличающихся дружелюбием. Здесь Гибсон приготовил один из самых ярких подарков для киноманов в виде искрометного трибьюта Винса Вона и его героя сержанта Хауэлла, адресованного незабвенному сержанту Хартману из "Цельнометаллической оболочки".
В соответствии со всеми правилами жанра, в коих Мел Гибсон знает толк, как никто другой, все это оказывается прелюдией к крупнейшему событию в жизни Досса - битве за Окинаву. Эта часть вызвала многочисленные сравнения новой ленты Гибсона со "Спасением рядового Райана". С одной стороны они оправданы, с другой - не вполне.
Размах, брутальность и бескомпромиссность изображения военных действий действительно делает "По соображениям совести" новой вехой в истории военного кино, каковой стала в свое время работа Стивена Спилберга. Только у Гибсона гиперреалистичное изображение кровавой мясорубки достигает поистине дантовых масштабов, не пытаясь увлечь зрителя непрерывной динамикой, а потрясая обрушиваемым на него экзистенциальным кошмаром.
Убежденный католик Мел Гибсон в своем фильме про убежденного протестанта Десмонда Досса именно в этих условиях находит пространство для настоящего чуда - не снизошедшего с небес (и не в виде волшебных паучков или спасительных противолодочных мин), а посильного самому простому человеку с чистым сердцем. И понимание этого лишает всякие конфессиональные различия какого-либо значения.
4.5