- Его нет с нами на этой выставке: это одна правда. Но есть другая: он сегодня с нами, в своих картинах, - говорит Виталий Волович, собрат Миши Шаевича по профессии. - Я уж вроде бы досконально осведомлен о его творчестве, но выставкой потрясен - неукротимым духом художника, его невероятной изобретательностью, мощью дара…
На выставке - работы из мастерской художника, с которыми он не мог расстаться. Вся его жизнь, 60 лет творчества - в музейных стенах, представлены все серии картин, над которыми работал Миша Шаевич: библейские сюжеты - Юдифь и Сусанна со старцами, охота на львов, похищение Европы и так далее.
Прославившее Брусиловского страшное полотно "1918-й", написанное полвека назад, в 1962-м, соседствует с последней его работой - портретом Государя императора Николая II в вихре Ангелов и демонов: убийцы и их жертва сошлись вновь. Операцию по транспортировке через два квартала, из запасников - в музей, гигантского, три на четыре метра, полотна провели накануне в выходной день. Летом картину могли бы просто перенести на руках, зимой пришлось снимать полотно с подрамника, накручивать на вал, перевозить в фуре, разгружать и снова натягивать.
- Центральная часть экспозиции - Татианиана, портреты его любимой модели - его жены Татьяны. Они висели дома у художника и включены в экспозицию по его желанию, - говорит куратор Зоя Таюрова.
Эти портреты, признание в любви маслом, производят невероятное впечатление - откровенностью, нежностью и силой чувства. "Танечке с любовью от Миши" написано на одном из них. Вспоминается история об их свадьбе, когда Миша Шаевич пообещал подъехать к ЗАГСу на велосипеде. "Миша, это же неприлично!" - "А если я воздушный шарик к рулю привяжу?.."
Сейчас власти Екатеринбурга говорят о необходимости создания в городе музея Брусиловского - безотлагательно, поскольку его работы могут вмиг разойтись по коллекционерам, тогда городу, который не позаботился увековечить память своего крупнейшего художника, может быть стыдно.