Положения статей 125 и 127 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ КС изучал по просьбе супругов Николая и Вероники Королевых, а также Вологодского областного суда, который рассматривает жалобу супруги Антона Мацынина Олеси. И Королев, и Мацынин были осуждены к пожизненному отбыванию наказания за совершение особо тяжких преступлений: первый - за совершение теракта на Черкизовском рынке и убийство китайского предпринимателя, второй - за расправу над родителями своей бывшей девушки Анны.
Оба преступника женаты, и супруги хотят иметь от них детей. Однако в соответствии со статьей 127 УИК первые 10 лет все осужденные пожизненно проводят в так называемых "строгих условиях": их содержат в камерах, разрешают одну прогулку в день длительностью полтора часа и два краткосрочных - по три часа - свидания в год.
Послабление этого режима ранее чем через 10 лет по закону невозможно ни при каких условиях. Длительные свидания предоставляются осужденным пожизненно после перевода из строгих условий содержания в обычные. И получается, что до истечения этого срока наказание отбывают и жены: а это нарушение права на семейную жизнь. Изучив обстоятельства дела, КС действительно обнаружил неопределенность в сложившейся правоприменительной практике.
Дело в том, что статьи 113 и 114 кодекса в качестве одной из мер поощрения для заключенных содержат возможность предоставления дополнительного краткосрочного или длительного свидания, не оговаривая при этом ни ограничения, ни исключения применения такой меры положительного воздействия в отношении осужденных к пожизненному лишению свободы. Однако в правоприменительной практике поощрения такого рода для них исключаются. Судьи также отметили, что хотя пожизненное наказание и является в некоторых случаях заменой смертной казни, но вместе с тем не исключает для заключенного возможности просить о помиловании, смягчении наказания или даже амнистии. В этом случае особое значение приобретает возможность его исправления, возвращения к нормальной жизни.
- При регламентации порядка предоставления длительных свиданий федеральный законодатель не может не учитывать, что они не только потенциально способствуют исправлению осужденного, но и обеспечивают реализацию прав членов его семьи в сфере семейных отношений, - отдельно подчеркнул КС. В связи с этим, а также с учетом положений международных правовых актов и решений ЕСПЧ КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения УИК в той мере, в которой "они не предусматривают возможность предоставления длительных свиданий лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, в первые десять лет отбывания наказания". Законодателю надо разработать механизм, позволяющий таким осужденным реализовать это право.