17.11.2016 09:22
Экономика

В Сибири появится аналог продуктовой биржи

В Новосибирской области создают центр хранения, доработки и сбыта продовольствия
Текст:  Наталья Решетникова (Новосибирск)
Российская газета - Экономика Сибири: №260 (7128)
Новосибирск обладает большим потенциалом для реализации сельхозпродукции. Тем не менее в цепочке "производитель - продавец - покупатель" существуют нестыковки. Как наладить взаимодействие сельхозпроизводителей, торговых сетей, логистических компаний и ресторанного бизнеса в сфере торговли местными продуктами, разбиралась корреспондент "РГ".
Читать на сайте RG.RU

По данным исследования РБК, структура закупок российского общепита в последнее время серьезно изменилась: 71 процент в ней занимает продукция российских производителей и только 29 процентов - импорт. Как отмечает вице-президент Сибирской федерации рестораторов и отельеров по вопросам кейтеринга, соучредитель и директор кейтеринговой фирмы Анна Сидевич, российские продукты могут заместить едва ли не все привозные. Так, в фаст-фуде их доля уже превышает 85 процентов. Но пока речь идет о крупных поставщиках. Фермерская продукция, к примеру, в структуре закупок компании Сидевич занимает лишь один-два процента объема. В настоящее время, утверждает кейтерье, такие производители, как правило, не готовы соблюсти ряд важных для ресторанного бизнеса условий.

В Петербурге ретейлеров наказали за навязывание услуг поставщикам

- Торговым сетям и ресторанам проще и выгоднее иметь дело с крупными производителями, которые гарантируют стабильное качество, наличие продукции на складе, минимальный срок поставки, оптимальную цену - она должна соответствовать качеству. Вот почему мало кому удается напрямую работать с фермерами, которые не могут обеспечить требуемые ассортимент и объемы поставок, - отметила Анна Сидевич, выступая на Новосибирском агропродовольственном форуме - 2016.

Как отмечает директор российской Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров "Руспродсоюз" Дмитрий Востриков, в сфере торговли продовольственными товарами доля сетей, особенно федерального масштаба, постоянно растет, а традиционных розничных рынков заметно сокращается. Если в 2014 году на рынки, где торгуют владельцы личных подсобных и фермерских хозяйств, приходилось 8,3 процента общего объема продаж в данном сегменте, то в 2015-м - уже семь процентов.

В то же время, как полагает ресторанный консультант Наталья Ильина, сейчас прекрасное время для того, чтобы местная продукция попала в магазины и общепит. Для этого нужно привезти ее на пробу владельцу, управляющему или шеф-повару.

- Конечно, должны быть документы - кассовые и разрешительные. Если продукт качественный, вкусный и по приемлемой цене, то почему бы и не взять? - отметила Наталья Ильина.

- Да, есть парадокс. Ретейл и рестораторов приучают к бренду, а затем резко меняют качество. Таким демпинговым приемом зачастую пользуются производители, цель которых - задавить конкурентов, а затем диктовать свои правила. Сейчас фермеры работают поодиночке, им не потянуть "войну" с крупными компаниями один на один. Единственная возможность небольшим сельхозпроизводителям зайти в торговые сети и общепит - объединиться в ассоциацию, где они могут выработать единые правила. Например, в отношении качества, внешнего вида, упаковки. А главное - контролировать их выполнение. Если кто-то нарушил правила - крупный штраф. Только так можно сдвинуть ситуацию с мертвой точки, - рассуждает директор юридической фирмы Алексей Крестьянов.

По мнению директора по закупкам "Сибирской продовольственной компании" Ольги Слободской, проблема в том, что не создан канал доведения продукции до розницы. Структура сельскохозяйственного производства в России такова, что ретейлерам приходится тратить массу времени на поиск товара нужного качества и количества и его предпродажную подготовку. Например, у одного из крупнейших сибирских ретейлеров ежегодно меняется до двадцати процентов поставщиков.

Ретейлеры ЮФО объединятся для борьбы с интернет-торговлей

- Везти продукцию издалека сетям и уж тем более рестораторам невыгодно. Транспортные расходы поднимают продукт в цене. Производители хотят "длинный" контракт, а сетям это невыгодно. Вот и получается, что у всех свои интересы. А когда появится цепочка "производитель - распределитель (склад, логистический комплекс) - продавец", неизвестно. Производителям, нужно собрать информацию с сетей о том, что нужно покупателю, в каких объемах, а потом уже предлагать товар. Войти в сеть легко, если есть с чем. Вот нынче - дефицит моркови, зато полно картофеля. Фермерам предлагают делать поставки, но они не справляются с объемами, - отметила Ольга Слободская.

Эксперты полагают, что нужен некий координатор рынка. Такими могли бы стать логистические комплексы или оптово-распределительные центры (ОРЦ), которые будут оказывать инфраструктурные услуги оптовой торговле, причем не только крупным производителям и сетям, но и мелким фермерским, крестьянским хозяйствам. Такой проект существует и уже был рассмотрен и одобрен инвестиционным советом при губернаторе Новосибирской области. О том, на какой стадии находится его реализация, рассказал генеральный директор федерального холдинга "РосАгроМаркет" Богдан Григорьев. По его словам, для размещения оптово-распределительного центра арендован участок в Промышленно-логистическом парке Новосибирской области площадью 223 гектара. Строительство ОРЦ будет в две очереди, площадь первой - примерно сто тысяч квадратных метров. Общая стоимость проекта составляет 16,4 миллиарда рублей. Предполагается, что семьдесят процентов от этой суммы придется на банковские кредиты.

Челябинское УФАС накажет сети за дискриминацию местных поставщиков

- Задачи ОРЦ шире, чем мы раньше предполагали. Фактически, это аналог биржи, где торговые сети и рестораторы смогу получать информацию о продукции, - пояснил Владимир Серебряков, директор по развитию компании FM-Logistic, которая выступает партнером в реализации проекта строительства сети ОРЦ. - Договоры аренды помещений в будущем новосибирском оптово-распределительном центре подписали уже около пятидесяти компаний. - В ОРЦ хранение, доработка и сбыт продовольствия будут осуществляться на одной площадке. Благодаря такому подходу все участники рынка смогут уменьшить свои расходы на логистику и транспорт.

- Все производители, выходя на рынок, сталкиваются с проблемами. Это слабо развитая инфраструктура АПК, когда до тридцати процентов заработка оседает в кармане посредника, недостаточный уровень господдержки, несовершенное ценообразование. Эффективным инструментом в продвижении продукции являются сельскохозяйственные ярмарки, когда производитель один на один с покупателем. Есть яркие примеры продвижения фермерской продукции в Интернете, но и в этом случае нужны площади для хранения продукции, - подчеркнул директор ООО "Новый колхоз" Константин Терещенко.

Товары и цены АПК Новосибирск Сибирь