За защитой своих конституционных прав обратился Евгений Сизиков из Нового Уренгоя. В жалобе он указал, что был задержан 29 марта 2013 года в Москве за мелкое хулиганство в состоянии алкогольного опьянения. А 1 апреля суд вынес решение о его виновности в административном правонарушении и назначил наказание в виде 12 суток административного ареста с зачетом времени отбывания с 29 марта. Не оспаривая своей вины в содеянном, Сизиков попытался добиться через суд признания незаконными действий, связанных с применением к нему административного задержания на срок свыше 48 часов без судебного решения. Однако ему отказали на том основании, что превышение этого временного промежутка "не повлияло на правильное установление фактических обстоятельств дела".
По мнению Сизикова, в его случае действия полиции противоречат статьям 19 и 22 Конституции, то есть нарушают его право на свободу и личную неприкосновенность, а также принцип равенства перед законом и судом. Получается, что статья 27.5 КоАП, которая позволяет исчислять срок административного задержания лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления прямо противоречит Конституции РФ, которая гласит: "До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов".
Изучив обстоятельства дела, КС согласился с позицией заявителя. И хотя состояние алкогольного опьянения может являться препятствием для того, чтобы задержанный полностью уяснил себе, по какой причине он подвергнут административным мерам воздействия, в том числе аресту, но судьи заявили, что отступления от Конституции РФ в любом случае недопустимы.
- В российской правовой системе, исходя из конституционных принципов юридического равенства и равноправия, должно быть исключено, в том числе в рамках производства по делам об административных правонарушениях, любое отступление (чем бы оно ни аргументировалось и какие бы формы ни принимало) от закрепленных в Конституции и нормах международного права гарантий свободы и личной неприкосновенности, к числу которых относится запрет задержания лица до судебного решения на срок более 48 часов, - сказано в постановлении КС РФ.
Итог - положения части 4 статьи 27.5 КоАП РФ признаны не соответствующими Конституции в той мере, в какой они допускают ограничение свободы гражданина до судебного решения на срок более 48 часов. Дело Сизикова может быть пересмотрено, а законодателю предписано внести изменения в действующее правовое регулирование.