21.11.2016 20:46
В мире

В Германии опера "Тангейзер" довела зрителей до проблем с сердцем

Текст:  Екатерина Забродина Анна Розэ (Берлин)
Российская газета - Федеральный выпуск: №264 (7132)
В Германии свобода искусства - конституционно защищенное достояние и находится под особой охраной государственных институтов как необходимый столп демократических свобод.
Читать на сайте RG.RU

Об этом знает каждый школьник, потому что о принципе свободы искусства ученикам рассказывают на уроках, начиная с первого класса. Видимо, поэтому никому в Германии не придет в голову "нападать" на неугодные кому-то выставки, атаковать "оскорбляющие достоинство" театральные постановки или кинотеатры, в которых демонстрируются слишком откровенные фильмы.

В Петербурге снесли этаж дома, где проходили балы из "Войны и мира"

Впрочем, в ФРГ имел место прецедент, когда спектакль в режиссерской версии был снят с репертуара спустя всего четыре дня после премьеры. Речь идет о скандальной постановке всемирно известной оперы "Тангейзер" Рихарда Вагнера, представленной на суд публики в мае 2013 года в Дюссельдорфе, к 200-летию со дня рождения композитора. Зрители массово покидали зал, освистывая актеров, многим становилось плохо с сердцем. Дело в том, что на сцене было показано символическое умерщвление евреев в газовых камерах, а также расстрелы нацистами своих жертв - взрослых и детей, которым вполне натуралистично брили головы перед сценической казнью. В итоге руководство "Немецкой оперы на Рейне" приняло непростое решение, оставив постанову в репертуаре лишь в концертном исполнении. "Мы полностью осознавали, что концепция "Тангейзера" и ее сценическое воплощение будут восприняты неоднозначно, - говорилось в заявлении театра. - Однако мы были очень смущены тем, что некоторые сцены, особенно крайне реалистичная сцена расстрела, оказали настолько сильное физическое и психологическое воздействие на многочисленных посетителей, что им пришлось впоследствии обратиться за медицинской помощью. Опера не может нести ответственность за такое экстремальное воздействие". Сам режиссер Буркхард Космински, категорически отказавшийся смягчить инсценировку, назвал решение театра цензурой.

"Я ни в коем случае не собирался использовать ужасные преступления национал-социализма в качестве дешевого средства провокации. Спорные моменты - это доказательство невообразимой вины, которая в моей интерпретации лежит на "Тангейзере". Я не хочу высмеивать жертв, я хочу их оплакать. Основная тема - вина и освобождение", - попытался объяснить режиссер. Однако его замысел оценен не был. Тематически спорные мероприятия из области искусства, как правило, не приводят к каким-либо громким протестам.

Спектакль в режиссерской версии был снят с репетуара спустя всего 4 дня после премьеры. Речь о скандальной постановке всемирно известной оперы "Тангейзер"

Не так давно, например, большой резонанс в Берлине вызвала выставка "Телесные миры", на которой один из анатомических скульпторов показывал препарированные человеческие тела, в том числе беременных женщин, младенцев и эмбрионов. В обществе и СМИ велись горячие дискуссии по поводу того, не оскорбляется ли выставкой человеческое достоинство, а также достаточно ли защищены права каждого человека, тело которого препарировано, на анонимность после смерти. Один из судов сначала запретил выставку, затем высшая инстанция отменила этот запрет. В случае нарушения общественного покоя или неприкосновенности здания госучреждения предусмотрено наказание в соответствии с параграфами административного права. Если же кто-то порежет картины на выставке или обольет экспонаты краской, как не раз случалось с мемориалом жертвам Холокоста в центре Берлина, злоумышленника за оскорбление, а также порчу общественного имущества ждет ощутимый денежный штраф или общественно полезные работы.

Германия