Есть страшный список болезней, с которыми держать человека в тюрьме нельзя. Подтвердить диагноз должно медицинское обследование. Но после того, как врачи скажут свое слово, окончательно судьбу заключения должны решать соответствующие инстанции. Подобное правило действует и для арестованных в СИЗО, и для осужденных в колониях.
Правозащитники жалуются, что иногда суды отказывают в освобождении тяжелобольных заключенных по непонятным причинам. А иногда суды просто не успевают человека освободить: он умирает еще до того, как назначено заседание по его делу. Ведь процедура занимает время.
А бывает и так, что, пока человек оформляет документы, суд уже вынесет приговор по его делу. Болезнь никуда не делась, она по-прежнему дает человеку право на освобождение. Однако де-юре начинать процедуру надо заново: ведь у гражданина сменился статус. А освобождение арестованных и осужденных регулируется разными нормативными актами.
Инициаторы внесенного в Госдуму законопроекта обратили внимание, что в Уголовно-процессуальном кодексе не установлен срок, в течение которого следователем или судом должно быть принято решение о смягчении меры пресечения, в связи с чем возможны ситуации, когда бездействие следователя может создать угрозу для жизни арестованного, нарушить его конституционные права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Чтобы медицинские бумаги не залежались под сукном у следователя, и предлагается установить трехдневный срок.
Кстати, как сообщил недавно заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Валерий Максименко, смертность от заболеваний в российских колониях и следственных изоляторах в этом году сократилась на 12 процентов, а смертность от туберкулеза - на 54 процента. По его словам, в ведомстве приступили к поэтапной реализации концепции формирования многоуровневой системы медицинской помощи. Она начинается с совершенствования работы фельдшеров, первичной помощи, и заканчивается обеспечением специализированной медпомощи.