21.11.2016 21:56
Экономика

В России строительные фирмы подорожали в 1,5 раза

Строительные фирмы подорожали в 1,5 раза
Текст:  Ирина Жандарова
Российская газета - Федеральный выпуск: №264 (7132)
Этот год удивил экспертов сделками по продаже готового бизнеса. В то время как работающие компании жалуются на плачевное положение дел, готовый бизнес расходится по новым владельцам как горячие пирожки. И пока продажи жилья падают, спрос на строительные компании вырос в полтора раза.
Читать на сайте RG.RU
Как пробудить у российских бизнесменов интерес к новым технологиям

Ярко выражен интерес к готовому бизнесу в Москве и Санкт-Петербурге. Больше других востребованы фирмы в сфере услуг. Это рестораны, салоны красоты, хостелы и гостевые дома, спортивные и медицинские центры. Их покупкой интересуется около 30 процентов всех потенциальных владельцев, показал данные Avito. "Бизнес в сфере услуг самый популярный, потому что не требует больших вложений. Есть услуга, люди, которые ее оказывают, их зарплата плюс аренда помещения - это в общем все, что необходимо", - говорит Алексей Антонов, аналитик "Алор". Также он отмечает, что в России широкий спектр нелицензируемых услуг, что существенно упрощает ведение такого бизнеса.

Менее популярны объявления о продаже торгового бизнеса. Магазины, розничные сети, островные павильоны интересуют 27 процентов покупателей. "Торговля отличается от сферы услуг тем, что нужен оборотный капитал, часто большой. А также собственник такого бизнеса зависит от цен на свой товар на рынке. Цены могут расти и падать, а владельцу придется принимать или хеджировать этот риск", - рассуждает Алексей Антонов.

Замыкают тройку лидеров спроса заведения общественного питания. Купить собственное кафе или ресторан мечтают 13 процентов людей, присматривающих готовый бизнес. Согласно опросу, проведенному компанией 4service, наиболее перспективной является покупка кофейни или заведения, в котором кофе готовят на вынос, ресторана или фастфуд-точки. Именно эти форматы сегодня наиболее популярны. Минимальную отдачу дадут вложения в дискотеку или суши-бар. Они привлекают меньше всего клиентов, хуже дела обстоят только у производств.

Самые любопытные изменения произошли в стоимости готового бизнеса. Сильнее всего цены упали в сегменте "общественное питание" - на 35,6 процента. Зато строительный бизнес подорожал сразу на 147 процентов. Стоимость готового строительного бизнеса в Ростове-на-Дону выросла в 7 раз, в Санкт-Петербурге - в 5,5 раза, в Омске - в 4 раза. Средняя цена на него 4,37 миллиона рублей против 1,77 миллиона годом ранее. "Рост спроса на стройбизнес можно объяснить тем, что девелоперы, которые остались на плаву после снижения цен на рынке недвижимости, поглощают более мелких игроков, которые разоряются", - уверен эксперт.

Купить собственное кафе или ресторан мечтает каждый десятый из тех, кто присматривает готовый бизнес

Дешевле всего интернет-магазины, их можно купить в среднем за полмиллиона рублей. Традиционно самые дорогие в Москве (844 тысячи рублей), самые дешевые - в Волгограде (35 тысяч рублей). При этом если в большинстве городов-миллионников спрос постепенно перераспределяется в пользу интернет-магазинов, то в целом по России наблюдается "сдвиг" в сторону сельскохозяйственных бизнесов, отмечают эксперты Avito. Стать владельцем готовой фермы можно уже за 2,5 миллиона рублей, правда, в Пермском крае. В столичном регионе такое предприятие обойдется уже в 20,1 миллиона, а в среднем по стране - 12,1 миллиона рублей.

"Конечно, покупать готовый бизнес нужно тогда, когда он стоит меньше всего", - отмечает Антонов. В хорошие времена он дешев, только если доведен до плачевного состояния. Сейчас же за умеренную цену продаются и успешные фирмы, если их владельцы устали противостоять кризису. При этом доходность бизнеса будет зависеть от управленческих навыков нового владельца. Это стоит учесть, выкладывая за кафе или парикмахерскую несколько миллионов.

Крупные компании