Министр финансов Антон Силуанов на III Международном форуме Финансового университета "Ловушка "новой нормальности" заявил, что минфин готовит предложения по увеличению косвенного налогообложения и снижению прямого. Нагрузка на зарплаты не вырастет, подчеркнул он, она и так велика и заставляет многие предприятия уходить "в тень", а бизнесу выравнивание баланса между косвенными и прямыми налогами будет выгодно.
Позже заместитель министра финансов Илья Трунин пояснил, что речь идет об НДС и страховых взносах.
Перенос налогового бремени с экономических ресурсов на потребление - это общемировая тенденция, она увеличивает стимулы для активного использования капитала и труда, объясняет смысл возможного маневра заместитель председателя Общественного совета при министерстве финансов и руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.
"Кроме того, налоговые ставки становятся инструментом в международной конкурентной борьбе за эти ресурсы, особенно за капитал, который очень мобилен и волен выбирать, в какую страну идти. За потребление такой конкуренции нет, с этой точки зрения повышение НДС безопасно", - говорит Евсей Гурвич.
"Для производства НДС менее чувствителен, и если в структуре доходов бюджета он займет более значимую роль, то мы ослабим зависимость от экспортоориентированных отраслей, которые отчисления в бюджет делают в основном через налог на прибыль, - добавляет председатель экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. - То есть государство будет больше заинтересовано в развитии производства внутри страны, а не в экспорте сырья".
Оба эксперта "РГ" полагают, что НДС может быть безболезненно повышен на 2 процента, до того уровня, который существовал до 2004 года. Это принесло бы бюджету 0,5 процента ВВП (при текущих размерах экономики около 500 миллиардов рублей) в год дополнительных поступлений.
Соответственно, на такую же сумму может быть облегчено бремя, которое несут работодатели в пользу социальных фондов (сейчас это 30 процентов с фонда оплаты труда). Это приведет к росту зарплат и к сокращению доли работников, получающих деньги в конвертах.
Евсей Гурвич предлагает рассмотреть и полную отмену льготной ставки НДС (10 процентов для ряда продовольственных товаров, детских товаров, лекарств, медизделий и др. - Прим. ред.) - в мировой практике это скорее исключение, чем правило. Зато можно снизить не только ставки по налогам на труд, но и по налогу на прибыль, причем это снижение можно комбинировать по-разному.
Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин призвал минфин поскорее определиться с изменением налогов, отметив, что в правительстве все время возникают новые и новые идеи на этот счет, а бизнес хочет определенности.
"Хотя говорится лишь об изменении баланса между прямыми и косвенными налогами, вряд ли налоговый маневр возможен раньше 2018 года, - считает Евсей Гурвич. - Иначе неизбежна дискуссия, получит ли в итоге суммарный выигрыш бюджетная система, можно ли говорить об увеличении налогового бремени в целом, если оно растет в отдельных секторах, и так далее. А до 2018 года, как известно, действует мораторий на увеличение налоговой нагрузки".