Под особый контроль взяли федеральные трассы и в регионах СЗФО - Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Вологодской, Архангельской областях, Карелии. Оперативные бригады наблюдали круглосуточно за каждым километром. Практически все эти территории относятся к наиболее сложным дорожно-климатическим зонам. Всего их в РФ пять. В первую - зона легкой борьбы со снегом - попала лишь Калининградская область; в средней и трудной зонах - все остальные регионы Северо-Запада, а в четвертой - очень трудной зоне борьбы со снегом - еще и северные районы Архангельской и Мурманской областей.
Поэтому части федеральной трассы "Кола", которая идет от границы Мурманской области с Норвегией через Карелию, уделяют сейчас особое внимание. Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник отдела дорожной организации Владимир Табунов, протяженность трассы - 1328,2 километра. Кроме этого в ведении организации еще две федеральных трассы: А-121 "Сортавала" - от Сортавалы до Санкт-Петербурга (332,9 километра) и А-119 "Вологда - Медвежьегорск" (242,4 километра).
Каждый участок контролируется в режиме реального времени. Все действия, передвижения, погода отображаются на электронных носителях диспетчерской службы. Специалист на компьютере может кликнуть любой отрезок дороги и сразу же получит фотографию, которая постоянно меняется, и визуально оценить состояние дороги.
- Компьютерная программа просчитывает способ обслуживания полотна, соответствующее задание получает и водитель автомобиля. Он просто не сможет не убрать свой участок, его действия отслеживает электронная система, - говорит Владимир Табунов. - Вся дорожная техника оборудована навигационными системами и подключена к Единой автоматизированной системе навигационного диспетчерского контроля.
На всех участках федеральных трасс установлены 100 постов видеоконтроля и 60 метеостанций, постоянно отправляющие данные о погоде. Кроме того, замеряют температуру не только верхнего слоя дороги, но и нижнего - на уровне 4 сантиметров. Эти показатели необходимы для определения смеси, которую будут использовать.
- Мы подготовили для работы в зимних условиях 30 пескобаз, в наличии реагенты и песчано-соляная смесь. Готовы 222 единицы техники - автогрейдеры, роторные снегоочистители, экскаваторы, погрузчики, бульдозеры и другие автомобили, - говорит Андрей Антонов, директор Карельского филиала группы автодороги. - Дороги чистятся в две смены.
Около 70 комплексов метео- и видеоконтроля установлены и на федеральной трассе "Вологда - Медвежьегорск". 44 из них приходятся на Вологодскую область. Каждый контролирует в среднем 40-50 километров трассы. Все покрытия обрабатывают противогололедными реагентами почти 200 машин. Чтобы на дороге не образовывалась корка, ее поливают концентрированным рассолом. Десять кубометров такой смеси хватает на 20 километров в обе стороны.
Как поясняют специалисты обслуживающей организации, использование такого рассола позволяет экономить на покупке технических реагентов, а также не нарушает экологический баланс - смесь не дает слишком много грязи, которая потом скапливается на обочинах.
Почти 15 тысяч километров прошли снегоуборочные машины и на федеральной трассе "Россия" - в Новгородской и Псковской областях, разбросав более двух тысяч кубометров песчано-соляной смеси.
Подобная работа ведется и в Архангельской области на трассе "Холмогоры". За последние четыре года в нее из федерального бюджета вложили 32 миллиарда рублей, отремонтировали 800 километров. Впервые здесь построили четырехполосную дорогу, какой в Поморье еще не было. Общая длина объекта - более 13 километров.
В Ленинградской области часть участков федеральной трассы отремонтировали на 401,4 миллиона рублей. Подрядчик восстановил изношенные покрытия с 67 по 74 и с 121 по 148 километры магистрали без затрагивания конструктивных и других характеристик надежности и безопасности.
В настоящее время сюда два раза в сутки поступают двенадцатичасовые прогнозы погоды, включая информацию о начале снегопада и его интенсивности, предупреждения о неблагоприятных гидрометеорологических явлениях, об опасных явлениях погоды, прогнозы общего пользования на трое суток вперед.
- Безусловно, федеральные трассы содержатся в хорошем состоянии, - говорит эксперт Валерий Новиков. - Деньги идут из Москвы. Поэтому региональные власти стараются всеми способами передать в федеральную собственность и другие участки, надеясь таким образом поправить их техническое состояние. И если они чистятся постоянно, то с муниципальными дорогами такого не происходит. Здесь стараются убрать в первую очередь центральные улицы, до микрорайонов машины подрядной организации не всегда доходят. Да и их техническая оснащенность оставляет желать лучшего.