23.11.2016 16:57
Кинократия

"28 панфиловцев": народный фильм о великом подвиге

Текст:  Шамиль Керашев Дмитрий Сосновский
"Двадцать восемь панфиловцев" привлекли к себе беспрецедентный интерес даже среди лент о Великой Отечественной войне, которые традиционно - и по понятным причинам - у нас без внимания остаются редко.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "28 панфиловцев"

Еще бы: устав от бездарных поделок зарвавшихся и утративших чувство реальности "мэтров", группа энтузиастов во главе с Андреем Шальопой обратилась к народу с предложением снять "народный" же фильм о знаменитом подвиге, ставшем в последнее время предметом грязных спекуляций. Уже потом к проекту подключился Минкульт. А страна, замерев в ожидании, гадала: получится или нет?

"72 часа": крепкий фильм о советском подполье к 71-летию Победы

Получилось. "Панфиловцам" замечательно удается то, что обязательно должно удаваться фильмам про войну. Они не просто показывают эту войну своему зрителю. Они делают его непосредственным участником грандиозной битвы. Да, действующих лиц в здешнем побоище поменьше, чем у Спилберга в "Рядовом Райане" или Гибсона в свежем "По соображениям совести" (совсем без сравнений с "голливудщиной" - хотя Шальопа и просит от них воздержаться - мы обойтись не смогли). Но менее зрелищным оно от этого не становится. Поскольку снято все максимально мощно: камера прыгает по окопам, любуется мужественными лицами красноармейцев и драматично застывает перед артиллерийскими залпами, превращающими потенциальную пашню в пепел (и это, кстати, тут с горечью проговаривается - чтобы напомнить, насколько важным для нас испокон веку было и остается слово "земля").

Технически картина - на отличном уровне, особенно с учетом финансирования. Допустим, графика довольно скромна - на фоне все тех же заокеанских хитов проката с многомиллионными бюджетами. Однако это не помешало Шальопе со товарищи создать впечатляющее полотно, которое могло бы прийтись по душе самому Фрэнку Миллеру, с чьей эстетикой люди, ответственные за визуальную составляющую "Панфиловцев", откровенно (и небезуспешно) заигрывают. На мрачную атмосферу вовсю работают и операторская работа, и звук - они здесь просто выше всяких похвал. При каждом появлении на экране немцев столкновение с индустриально-технократическим инфернальным злом ощущается почти физически.

Кадры из фильма "28 панфиловцев"

За это чувство вовлеченности и обилие мелких, но важных деталей картине можно запросто простить некоторые раздражающие мелочи и упущения в драматургии. Например, хлесткие и удалые уан-лайнеры из уст спокойно глядящих в глаза смерти русских солдат звучат слишком уж часто и даже несколько анекдотично (с другой стороны, уже успевшее стать культовым "Спокойно жгем танки" точно запомнится навсегда). Что особенно выдается на фоне обезличенной до схематичности немецкой военной машины: от ее деталей, понятное дело, никакой "рефлексии" никто и не ждал.

"По соображениям совести" Мела Гибсона: новая веха в военном кино

При этом съемочная группа смогла избежать и дешевого квасно-патриотического пафоса, и топорного агитпропа, и натужного трагизма. А от другой отвратительной крайности, хорошо знакомой людям, смотревшим кое-какие "великие фильмы о великой войне", авторы изначально были максимально далеки. И хотя для того, чтобы снять хорошее кино о Великой Отечественной, этого вектора еще недостаточно (печальные примеры чему - "Битва за Севастополь" и новые "А зори здесь тихие…"), непременным условием считать его нужно. Образцом в свое время стала "Брестская крепость", и "Панфиловцы" оказались достойными продолжателями традиции.

А еще - и за это особенная благодарность - в фильме Шальопы нет ни намека на приросшую за последние годы, как полип, к военному кино мелодраму. Жены бойцов присутствуют - но исключительно за кадром. Как синоним Родины. Да и вообще - сентиментальность тут здоровая и аккуратно вплетенная в повествовательно-постановочную канву: достаточно сказать, что слезодавильных смертей под скрипичную музыку вам никто не покажет.

Конечно, найдутся (собственно, уже находятся) люди, которые всерьез начнут объяснять: мол, не могли красноармейцы в 1941 году обсуждать сюжеты японской и американской киноклассики пятидесятых и шестидесятых. Вот только на самом деле упомянутый момент однозначно свидетельствует о наличии у создателей "Панфиловцев" отличного вкуса. А его сочетание с безусловным уважением к подвигу советского народа позволило снять один из лучших постсоветских фильмов на заданную тему.

4.5

Рецензии