23.11.2016 21:59
Власть

Cестра писателя Айтматова Роза начала борьбу с договорными браками

Как сестра писателя Айтматова Роза начала борьбу с договорными браками
Текст:  Владимир Емельяненко (Бишкек)
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №267 (7135)
Сестра известного писателя Чингиза Айтматова Роза Айтматова вместе с другими правозащитниками не раз предлагала объявить в своей стране Год борьбы с похищением невест. Однако "умыкание невест" считается экзотичной проблемой не только в Средней Азии, но и на Кавказе и даже в ЕС. О том, почему средневековый ритуал снова возвращается, в интервью "Российской газете" рассказывает сопредседатель общественной организации "В защиту женщин" Киргизии Роза Айтматова.
Читать на сайте RG.RU

Роза Торекуловна, вы выступаете против традиции "умыкания невест" или договорных браков. Почему?

Роза Айтматова: Принято считать, будто проблемы нет. Но в год в Кыргызстане крадут до 15 тысяч невест. По данным ООН, в мире в год до 25 тысяч похищенных невест гибнут.

Какая связь: "кража" ведь носит обрядовый характер, такие браки даже называют договорными?

Роза Айтматова: Еще говорят "традиционными". Имеется в виду следование традициям прошлого, когда семьи или два рода договаривались о женитьбе детей. В XIX и начале XX века был такой институт укрепления рода - договорный брак. Он позволял на калым за невесту приобрести лошадь, часть земельного участка или рассчитаться с долгами. Сегодня от бедности договорные браки заключаются снова. Но люди стали иными. В Кыргызстане угрожающе растет число договорных браков с 13-15-летними девочками. Они бросают школу. Подавляющее большинство договорных браков и "умыкания" или кражи невест, чтобы не платить калым, случаются в селах. Эти же носители "традиции" едут на заработки в Россию.

Вот совсем недавние случаи: в Санкт-Петербурге мигрант из Азербайджана нанял киллеров для убийства своей дочери: школьница отказалась выходить замуж по договору и еще "осквернила традицию" - надела мини-юбку. А в Екатеринбурге выездная "полиция национальных нравов" из города Ош вылавливала девушек-киргизок, которые сбежали от замужеств по договору. Их принуждали кого вернуться, кого отработать "выкуп". Хранители "традиции" так увлеклись, что пятеро из них оказались за решеткой за грабежи и изнасилования "опекаемых". Но внутри кыргызского общества об этом не говорят.

Но ведь по закону воров должны лишать свободы за похищение людей.

В России ратифицируют конвенцию о противодействии торговле женщинами

Роза Айтматова: Считаю, глубже Чингиза Айтматова приверженность традиции и задавленность ею народного самосознания никто не объяснил. Вспомните "Джамилю" или "Плаху". Киргизское общество ведь условно едино, по факту оно делится на страты - имущественные, религиозные, социальные, а единство сшивается за счет соединения иногда несоединимых взглядов. Одни демократию понимают как интеграцию, другие - как право на изоляцию, третьи - как свободу родов и племен. Уже после СССР Чингиз не раз повторял, что независимость не означает изоляции, а традиция - это не копирование прошлого. Тогда его мысли не вписывались в видение первых лет независимости. Сегодня приходит время осознания - вместе легче, чем порознь, но для этого надо меняться. Но как в этом сознаться, если патриархально-племенные идеи, а договорные браки и похищение невест из их числа вроде вернулись, а новый век их не принимает?

Как можно помочь женщинам, если они знают, что по закону имеют право на развод, но если обратятся в суд, от них откажутся родные?

Роза Айтматова: В обществе надо создавать атмосферу нетерпимости к ранним бракам. Как в России, где в Чечне и Ингушетии ввели гигантские штрафы за кражи невест. А у нас родители несовершеннолетних девочек свое желание выдать ребенка замуж выдают за приверженность "исламу и традиции".

Тогда почему от нетерпимости страдают те, кто не разделяет восторга по поводу договорных браков?

Роза Айтматова: После "тюльпановой" революции ее герои начали преследовать несогласных с ними так же, как когда-то их преследовали. Я бы адресовала этих "революционеров", как и сторонников "умыкания невест", к "Кладбищу отцов" - мемориалу Ата-Бейит в Чуйской долине. Это приют 137 жертв сталинских репрессий 1938 года. Теперь там захоронены 16 жертв апрельской революции 2010 года. Демократия не может возникнуть в посттоталитарном обществе без критичного осмысления истории и традиции. Там, где такого взаимодействия нет, начинается откат назад.

Почему так живучи похищения невест именно как ритуал?

В Дагестане полицейские задержали похитителя невесты

Роза Айтматова: А потому, что через предрассудки, которые еще многие понимают как традицию, можно и управлять людьми, и зарабатывать на них. Недавно в Екатеринбурге полиция арестовала гражданку Узбекистана, формально разыскиваемую правоохранителями Узбекистана и Кыргызстана за торговлю людьми. Она умудрилась продать в сексуальное рабство в ОАЭ и Катар несколько несовершеннолетних девушек. И под следствием поехала за новой партией невольниц, сбежавших от договорных браков в Россию. Как уборщица в кафе Екатеринбурга умудряется перемещаться по миру, облагая данью, по разным данным, от 5 до 9 наложниц, каждая их которых должна отработать по 25 тысяч долларов в рабстве?

По данным ООН, в мире в год гибнут до 25 тысяч похищенных невест

Есть идея в Азии, способная вытеснить из сознания людей следование этой средневековой традиции?

Роза Айтматова: В Германии я смотрела спектакль по роману Чингиза Айтматова "Тавро Кассандры". И видела, как мир трансформирует идеи Айтматова под себя, но видит его как брат - единым. Там, в Германии, потом в Швеции, где по "Плахе" сняли фильмы, я поняла, что мир разделяет его идеи. Он ищет пути того, как, сохранив свои корни, встроиться в единство, делающее нас защищеннее. Вот она, эта идея. Чингиз в последние годы говорил о том, что преимущество жизни одной семьей, каким был СССР, это старт для роста. Теперь многие понимают - приходит время старта для новой интеграции. Она не посягает на независимость и национальную идею, но и не идеализирует их.

Есть у идей Айтматова шанс реализоваться на родине, или их ждет судьба "Иссык-Кульского форума"?

Москалькова: С соблюдением прав человека в России все будет в порядке

Роза Айтматова: Тот 1986 года "Иссык-Кульский форум" был первым в СССР советом интеллектуалов мира. Он дал ощущение, что "холодная война" закончилась. Теперь мы видим наивность такой картины мира. Мир так и остался жить по разные стороны баррикад. В наказание нам их стало больше. Одна из них вот это самое "похищение невест". Оно, кстати, есть среди мусульман и в Великобритании, и во Франции, и в Германии. Там тоже делают вид, что проблемы нет или она чужая. В 1986 году многие мысли Айтматова казались чужими, спорными и даже утопичными. Теперь воспринимаются пророческими. "Новое поколение должно влиться в глобализацию, но нельзя забывать корни. Нельзя и замыкаться в них". Это 1986 года с "Иссык-Кульского форума" мысль Айтматова.

Справка "РГ"

"Кыз ала качуу" (киргиз.) - "бегство с похищением девушки". Похищение без согласия или путем обмана исполняется друзьями или родными будущего жениха. Они доставляют девушку в дом жениха и удерживают до тех пор, пока она не согласится надеть платок замужней женщины, что означает ее согласие на брак.

Также традиция "умыкания невест" сохраняется у других тюркских народов, народов арабского Востока, Кавказа и Северной Африки.

Права человека ООН