Портфель заказов компании на ближайшие 3-4 года оценивается в 45 млрд долларов. Продавая наше оружие, "Рособоронэкспорт" кроме пополнения бюджета демонстрирует за рубежом уровень отечественной промышленности и используемых в ней технологий. Блеск внешней стороны "Рособоронэкспорта" можно видеть не только на военных салонах за границей, но и на выставках в самой России. А вот что внутри этой достаточно закрытой структуры? Кто и как готовит многомиллиардные контракты, как стать торговцем оружием, насколько важен протокол, какую роль могут сыграть такие мелочи, как выбор автомобиля для гостей или места их проживания? Мы расскажем о четырех, возможно, самых важных структурах этого предприятия.
Как стать сотрудником "Рособоронэкспорта"?
По словам замначальника департамента персонала Александра Сухова, стать сотрудником и просто, и сложно одновременно. Просто потому, что стать работником главного российского спецэкспортера может любой гражданин России. А сложно потому, что предъявляются очень жесткие требования к уровню квалификации. Многие должности, особенно руководящие, требуют не только хорошего владения экономическими и юридическими тонкостями в сфере внешней торговли, но и владения иностранными языками. Кстати, почти половина сотрудников "Рособоронэкспорта" свободно владеют одним, а порой и двумя-тремя языками.
В последние годы сюда пришло немало выпускников ведущих технических вузов страны. Для них в МГИМО создана магистратура, где идет обучение по программе "Менеджмент в области ВТС и высоких технологий".
При подборе кадров ориентируются и на отслуживших в Вооруженных силах. В приоритете те, кто работал в военных НИИ, военных приемках, аппаратах военных советников за границей, кто эксплуатировал технику, которая поставляется за рубеж. Тут есть такая тонкость, как владение военно-технической терминологией на иностранных языках. Гражданский человек не всегда найдет верный перевод, а военные разных стран понимают друг друга с полуслова.
Во многом благодаря "грамотным" кадрам "Рособоронэкспорта" объем продаж продукции военного назначения с 2000 года увеличился почти в 4 раза. География сотрудничества охватила 115 стран. За большой вклад в развитие ВТС только за последние 5 лет 17 сотрудников предприятия были награждены госнаградами.
Легко ли показать танк за границей?
Работа выставочной службы спецэкспортера - одна из самых сложных, морально и физически очень тяжелая. Насколько сложно организовать показ на выставках в отдаленных странах натурных образцов военной техники? "Удивительно и, честно сказать, не совсем логично, но разрешительная процедура вывоза за границу, например, новейшего танка Т-90СМ, его макета или даже плаката с его изображением до недавнего времени была идентична", - сказал в беседе с корреспондентом "РГ" начальник службы рекламно-выставочной деятельности Игорь Пашуков.
Об изменении такого порядка, заведенного еще в прошлом веке, речь шла давно. И дело, похоже, сдвинулось. В 2017 году должна заработать новая система получения разрешительных документов, значительно упрощающая показ за границей макетов и рекламных плакатов.
В зависимости от года "Рособоронэкспорт" участвует в 14-18 зарубежных выставках. Раньше обширными были экспозиции нашей страны на таких европейских выставках, как Eurosatory, Euronaval, Paris Airshow. После того, как несколько лет назад начались всякие коллизии, связанные с судебными претензиями, а теперь и с санкциями, Россия значительно сократила свое участие в перечисленных салонах. Зато значительно повысила уровень выставочной деятельности в странах Азии, Африки и Латинской Америки. К примеру, на прошедшей в начале ноября выставке Airshow China "Рособоронэкспорт" организовал самую крупную нашу экспозицию за все годы участия - 1500 кв. метров площади. Еще более обширная экспозиция ожидается на салоне в Абу-Даби IDEX 2017, который состоится в феврале.
Впервые "Рособоронэкспорт" примет участие в совершенно новой выставке "Щит Африки", которая пройдет в Абиджане (Кот-д Ивуар) в январе. Зато на авиасалоне в Ле Бурже, который откроется в июне, участие нашей страны будет скромным. Экспозиция разместится на площади 250 кв. м, хотя в иные годы арендовали тысячи метров. Боевых самолетов и вертолетов не будет. Из гражданских, возможно, - "Суперджет".
Что самое сложное в работе выставочного отдела "Рособоронэкспорта" с точки зрения его руководителей? Это выдерживать сроки оформления всех документов на участие в выставках. Выставки идут одна за другой, каждая требует оформления сотен бумаг для десятков участников. С учетом того, что наши представители промышленности никогда не отличались педантичностью, собрать, утвердить все документы и отправить их по назначению зачастую удается в самый последний момент.
Не ту машину подали, и контракт сорван
"Протокол - это звучит сухо, но от его правильной организации зависит подчас все", - убежден руководитель службы протокола Ренат Байбулатов.
Казалось бы, работать в этом подразделении проще простого. Все четко регламентировано и расписано: кого, как, где принимать, как сервировать столы на приемах, какие подарки и кому дарить. Ну и множество других мелочей, о которых просто надо помнить. Все это так, но есть и существенные нюансы.
На самые важные переговоры в Москву прилетают делегации на уровне министров обороны, начальников генштабов, командующих видами и родами войск. Как известно, генералы - они и в Африке генералы, кстати, особенно в Африке. Многие привыкли, что на родине угадывают каждый их чих, упреждают любое желание. Не меняют они своих привычек и в командировках.
От того, как их встретят в аэропорту, какую машину подадут и в какую гостиницу отвезут, нередко зависит ход переговоров. Случается, гости выражают возмущение даже тем, что на церемонии встречи кто-то взглянул в их сторону не совсем учтиво.
Был случай, когда очень важную делегацию подвезли к 5-звездочному отелю, где для гостей подготовили шикарные апартаменты. Однако они даже из машин отказались выходить, посчитав, что их унизили, и в категоричной форме потребовали везти обратно в аэропорт. Им не понравилось место расположения отеля. Такое, кстати, возможно, если учесть, что, например, дорогущий отель "Хилтон" расположен в Москве на площади трех вокзалов, где постоянная толкотня и соответствующие ароматы. Пока гостей везли в аэропорт, служба протокола смогла договориться с другим отелем, находящимся во вполне приличном, с точки зрения гостей, месте. Заглаживать неприятный инцидент пришлось долго и напряженно. Но в итоге все же удалось согласовать выгодный для нашей страны контракт.
Много тонкостей и в том, что дарить и чем угощать. Если в арабских странах с удовольствием принимают красиво украшенные сабли, кинжалы и кортики, то латиноамериканцы такой подарок сочтут оскорблением. Во многих мусульманских странах не приемлют то, что содержит даже намек на алкоголь. Но представители ряда государств такие дары принимают с удовольствием.
Специально для военных одной из дружественных азиатских стран сделали подарочный набор. В деревянной коробке, стилизованной под восточный сундук, лежала литровая бутылка водки. Внутренняя крышка "сундука" была расписана по мотивам сказочных былин. При открытии крышки звучала песня "Эй, ухнем!" Особый восторг вызывали стаканчики, стилизованные под ведерки. Генералы, получавшие такие наборы, не могли удержаться от рассказов своим друзьям, что были в России и как настоящие богатыри пили водку ведрами, сохраняя при этом ясность ума и твердость в ногах.
Был интересный подарочный набор - "Дуэльный". В коробке два "дуэльных пистолета" - один с коньяком, другой с водкой. Пули из шоколада - в качестве закуски. И красиво изданный свод дуэльных правил. Руководители многих делегаций считали большой удачей, если им доставался такой подарок.
Универсальны сувениры в стиле милитари. Это модели военной техники, часы, упакованные в "патронный ящик", мини-бары, стилизованные под радиостанции или, например, под первую советскую атомную бомбу.
Интересен такой факт. Даже суровые на первый взгляд военные практически из всех стран, согласовывая свое пребывание в России, большое внимание уделяют культурной программе. И посещение культурных мероприятий представителями зарубежных делегаций относится к ВТС.
Некоторые иностранные гости даже ставят условие, что не приедут на переговоры в Москву, если им не гарантируют посещение Большого театра. Конечно, в "Рособоронэкспорте" гарантируют. Причем переводчиков подбирают со знанием языка страны, откуда приезжает делегация, каким бы редким он ни был.
Увы, именно с Большим театром не так давно оказалась связана не очень хорошая история. И она характеризует низкий уровень гражданской позиции тех, кто этой своей позицией очень гордится. Чтобы иметь гарантированные престижные места в Большом, "Рособоронэкспорт" арендовал на театральный сезон одну из лож. Все сделали официально. В соответствии с законом о госзакупках информация об аренде и ее стоимости была опубликована. В итоге некоторые "гражданские активисты" усмотрели в этом удовлетворение руководством компании своей любви к театру за госсчет. Нашлись и блогеры, которые стали буквально охотиться со своими снимающими айфонами за теми, кто смотрел спектакли из "спецложи". Возникло несколько неприятных ситуаций - ведь далеко не все потенциальные покупатели российского оружия хотят до времени афишировать свой к нему интерес.
Кстати, по мнению ряда независимых экспертов в области ВТС, открытые торги именно в этой сфере могут быть чреваты самыми негативными последствиями. Ведь объективно тендер на предоставление, например, гостиничных или транспортных услуг может выиграть "темная лошадка", за которой стоят силы, враждебные России. Вопрос, как закон соблюсти и секретность сохранить, остается открытым.
Коллектив службы протокола - всего 30 человек. На их плечах прием 300 делегаций в год с учетом всех нюансов, лишь малая часть которых была перечислена.
Что сказал начальник транспортного цеха
По словам начальника автотранспортного управления Александра Жданова, его служба в тени, но зависит от нее очень многое. И это понятно. Высокие зарубежные гости очень чутко реагируют на комфортность тех автомобилей, которые им предоставляют в России.
Потому машины подбираются тщательно. А от водителей требуется знание иностранных языков. Как рассказывают, некоторые гости из восточных стран просто светлели лицами, когда простой шофер на вполне сносном языке их государств давал пояснения по ходу движения, рассказывал о том, мимо какой достопримечательности проезжает автомобиль.
Водителей берут только по рекомендации и после тщательных проверок. Прежде чем сесть за руль, они проходят дополнительную подготовку, включающую курсы экстремального вождения.
На балансе "Рособоронэкспорта" более сотни различных легковых автомобилей и автобусов. Рабочими лошадками считаются Toyota Camry бизнес-класса и Ford Foсus, обеспечивающий основную хозяйственную деятельность. Собраны они на российских предприятиях.
Два десятка автомобилей относятся к классу люкс. Это Merсedes-Benz S. Как показала практика, только "Мерседесы" гарантированно отвечают условиям обеспечения представительских целей. От них никогда не отказывался самый капризный заморский принц и даже король.
Правда, в условиях нашего климата, обилия реагентов на дорогах и самые престижные автомобили могут ломаться. В основном выходит из строя электроника, что чревато остановкой на дороге в самый неподходящий момент. Чтобы этого не допустить, за техническим состоянием автопарка следят очень тщательно.
Неминуемо приближается время обновления парка. Будет объявлен тендер. И кому-то наверняка цена на некоторые лимузины покажется заоблачной. Но ведь потраченные на престижные колеса миллионы рублей возвращаются миллиардами долларов. Игнорировать этот факт как-то неприлично, даже для самых принципиальных "народных контролеров".