С тех пор прошло 17 лет. За это время, вспоминает Глеб Волков, он разработал 20 опытных моделей. Некоторые из них сейчас называет "корягами". Но есть и очень удачные инженерные находки. Среди них - складной велосипед. Кстати, запатентованный. Профессор признался, что самому ему больше всего нравится в своем изобретении положение рук на руле: человек сидит в седле, а руль как будто вращается вокруг спины. Эту особенность он потом использовал в другой своей инновационной конструкции.
После складного велосипеда мастер изладил велосани со спинкой. Получилось неплохо, но все-таки не то, к чему стремился. Потом обратил внимание на лигерады. Это такие велосипеды, на которых можно ехать полулежа или даже лежа на спине. Лигерады очень популярны в Европе, особенно у туристов, а в России они пользуются спросом в основном у любителей нестандартной велотехники. Главное преимущество таких устройств - нет нагрузки на спину, как раз то, чего добивался профессор. Однако у лежачих велосипедов были определенные недостатки: на одних не было амортизации, на других - плохо решен вопрос с управлением. Кроме того, длиннобазовый лигерад никак не вписывался в городскую инфраструктуру: был тяжелый, неповоротливый, громоздкий, не помещался в лифте и занимал много места в квартире. Как транспортное средство для ежедневных поездок он явно не годился. Конструктор решил его модернизировать: уменьшить габариты и полностью переделать систему управления. На помощь позвал сына, Всеволода Котельникова. 24-летний молодой человек внес принципиальные коррективы в первоначальный проект. Всеволод увлекался футуристической техникой и сразу нацелился сделать машину примерно в таком духе. В результате совместного плодотворного труда на свет появился "Ринцлер" (так авторы назвали свое детище) с футуристическим дизайном.
- На нашем велосипеде руль находится внизу возле сиденья на ширине плеч, - посвятил в технические тонкости профессор. - Опираясь на него, мы, по сути, управляем центром тяжести. Это добавляет маневренности, а в нужный момент (например, на кочках) позволяет разгрузить спину. На ровной же дороге руки полностью расслаблены.
Интересно выполнено сиденье. По внешнему виду и удобству оно больше похоже на автомобильное кресло. Не случайно один из местных жителей, впервые увидев лежачий велосипед, назвал его "креслом на колесах". Сидишь в таком кресле и просто крутишь педали. Каркас для кресла, как и все трудоемкие детали, изготовлен по современной технологии: их вырезали лазером. В спинке кресла есть выемка, благодаря которой исключено давление на позвоночник. Кстати, спинка сделана в форме яхты - эксклюзив от Всеволода.
Вообще, оригинальных инженерных и дизайнерских решений в конструкции много. Любопытен, например, амортизатор. На обычных велосипедах он установлен либо в передней, либо в задней части, а в старых моделях его вообще не было. Из-за этого на неровностях так подбрасывало, что можно было вылететь из седла. На курганском лигераде узел амортизации относится к креслу: можно прыгнуть через поребрик и не почувствовать удара. Кстати, сейчас авторы оформляют патент на свое ноу-хау.
Еще деталь: на обычном велосипеде цепь пущена по низу, а тут по специальным роликам поднята наверх, почти к самой раме, и спрятана в защитный кожух. Это сделано, чтобы не повредить ногу цепью. К тому же это придает двухколесному агрегату эстетичный вид. Правда, особой новизны здесь нет. Такой прием используют и на других велосипедах, только вместо кожуха у большинства обыкновенные шланги для полива. Хотя как раз из-за них и происходит потеря скорости.
Вместе с тем, говорить о том, что в Кургане изобрели новый велосипед, будет не совсем правильно, считает профессор. А вот компоновка узлов здесь действительно уникальная.
- Работа конструктора, в отличие от ученого, состоит в том, чтобы хорошо увязать все элементы, - раскрыл секрет Глеб Волков. - У нас это получилось.
По мнению курганских Кулибиных, в их проекте на высшем уровне решены все инженерные задачи, которые не позволяли лигерадам встать на одну ступень с обычным велосипедом и обрести массовую популярность.
- Немаловажно, что все узлы и детали максимально стандартизированы, так что любую запчасть можно купить на велорынке или в магазине, - подчеркивает Всеволод.
В Кургане лежачий велосипед многим еще в диковинку. Когда он появляется на улице, прохожие разглядывают его, как музейную редкость, признался Глеб Волков. Кому-то он кажется даже игрушкой для развлечения. Между тем лигерад - большой трудяга, на нем можно преодолевать без особого напряжения большие расстояния.
- Ездил как-то в деревню за 30 километров от города, по дороге попутчик попался, молодой парень. Я - на лигераде, он - на классическом велосипеде. Молодой есть молодой. В целом, он, конечно, устал меньше меня, но специфических неприятных ощущений (спина затекла, руки устали) получил больше, - говорит 68-летний профессор.
Кстати, курганскую двухколесную лежачую машину проверили на прочность в московском клубе энтузиастов биотранспорта. Как рассказал один из создателей клуба Сергей Пономарев, впервые он увидел лигерад этим летом на велосипедной выставке в Москве, а потом отправился на нем в 4-дневное путешествие.
- Аппарат интересный, удобный, у него хорошая высота, динамика. За счет руля-аватора, выходящего из-под кресла, хорошо управляется, - поделился впечатлением энтузиаст. - Кроме того, понятное переключение передач, безукоризненные тормоза. Словом, годится для длительных путешествий в отличие от других его собратьев.