Такой вывод делают социологи Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС по результатам опроса "Трудовые ценности российского населения".
Если значимость величины заработка в той работе, которой они заняты, отметили 84% респондентов, то об интересном содержании работы заявили в два раза меньше опрошенных - 40,1%. Почти треть выбирают такие мотивы труда, как присутствие в коллективе и полезность работы для общества- 31,4% и 30,4% соответственно.
24,2% опрошенных отмечают в качестве важного мотива их текущей трудовой деятельности - возможность занимать статусное социальное положение. Получение нематериальных (моральных) поощрений значимо только для 12,7% респондентов. Как отмечают авторы исследования, подобные устремления социологи фиксировали среди наемных работников с 90-х годов.
"Работа для российского населения является, прежде всего, способом заработать деньги, что свидетельствует о прагматичном отношении к труду",- говорится в исследовании.
Зато ценностные предпочтения работодателей изменились - для них на первом месте стоит содержательная часть труда, его полезность и статусность - возможность занимать хорошее социальное положение в обществе. Любопытно, что интерес и содержательность труда являются сегодня важными и для самозанятых граждан.
"По специфике своей деятельности, самозанятые ближе к работодателям, чем к наемным работникам",- констатируют исследователи.
Если в советское время нравственной нормой считался труд не ради вознаграждения, а ради его ценности и полезности для общества, то сейчас наблюдается установка на максимальные заработки.
"Денежные стимулы пока не возможно заменить никакими другими в трудовом поведении россиян",- предупреждают социологи.